Н час что это
Avtotehpomosch-kruglosutochno.ru

Автомобильный портал

Н час что это

Как рассчитать нормо-час?

Расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, рассчитать время, затраченное на производство единицы продукции, рассчитать нормо-час с учетом эффективности труда работников.

В соответствии с трудовым законодательством работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).

Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).

Понятие нормо-часа

Наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда является норма времени, под которой, как правило, понимается время, установленное на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работы одним или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. При этом на практике норма времени может устанавливаться как в часах, минутах, секундах, так и в человеко-часах, нормо-часах.

Соответственно, по своей сути нормо-час является временным нормативом на выполнение производственной операции.

По общим правилам под нормо-часом следует понимать показатель, характеризующий количество времени, необходимое для выполнения какой-либо работы, оказания услуги или выпуска единицы продукции. Этот показатель лежит в основе трудоемкости изготовления изделия или оказания услуг, которая установлена нормативно.

Порядок расчета нормо-часа

Для более точного расчета нормо-часа работодателю следует предварительно изучить затраты рабочего времени на рабочих местах при производстве единицы изделия. Для этого проводится замер рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и т.п.) либо проводятся технические расчеты, экспериментальные и другие исследовательские работы, а также осуществляется обработка собранных данных, в результате которых выявляется неэффективное время, в течение которого работы не производились. По окончании расчетов становится известно время, необходимое для выполнения конкретной операции в производственном процессе. Это время и будет являться нормативом.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 (ст. 161 ТК РФ).

На законодательном уровне единый порядок расчета нормо-часа не установлен. Как правило, расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, выявить эффективное время работы, рассчитать нормо-час.

Фонд рабочего времени и выявление эффективного времени работы

Этот показатель можно определить следующим способом: количество работников организации, задействованных в производстве единицы продукции, умножается на количество рабочего времени за необходимый период. В данном случае нормативное рабочее время представляет собой максимально возможное время, в течение которого могла бы производиться работа при установленном в организации режиме, если бы не было никаких потерь рабочего времени.

При расчете рабочего времени следует руководствоваться производственным календарем на соответствующий календарный год, в котором отражены выходные, праздничные и сокращенные рабочие дни. Кроме того, Постановлением Правительства РФ в ст. 112 ТК РФ ежегодно вносятся изменения относительно праздников и выходных дней. В силу ст. 72 Конституции РФ регионы также могут устанавливать свои праздничные дни, на практике, как правило, — религиозные.

Плановый фонд рабочего времени по производственному календарю исчисляется с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работников (как основного, так и дополнительного), сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным работникам, прочих планируемых потерь рабочего времени.

Следует отметить, что часть рабочего времени расходуется на регламентированные и нерегламентированные перерывы, а также на иные работы, не связанные с производством изделия. Так, работодатель вправе на локальном уровне установить для работников дополнительные перерывы в течение рабочей смены, поскольку это не будет ухудшать положение работников (ч. 1 ст. 8, ст. 107 ТК РФ).

Следует также учитывать время на подготовку к работе, а также на завершение рабочего процесса и приведение рабочего места в порядок.

Таким образом, необходимо просуммировать время, в течение которого не производились работы по производству изделия. Полученную величину вычитают из рассчитанного планового фонда рабочего времени, в результате чего определяется общее фактическое время, затраченное на производство единицы изделия.

Расчет нормо-часа

Расчет нормо-часа зависит от того, насколько эффективно работники организации использовали установленную норму времени. Если эффективность труда работников не превышает норму и равна 100%, то количество нормо-часов будет равно общему времени, затраченному на производство единицы изделия. Если эффективность труда работников превышает норму рабочего времени, то нормо-час определяется путем умножения времени, затраченного на производство единицы изделия, на коэффициент выполнения норм.

Пример. Расчет норма-часа

Рассчитаем количество нормо-часов, необходимых для производства единицы изделия, исходя из следующих условий: на производстве за июнь было изготовлено 1 изделие, при производстве которого было задействовано 10 работников.

В организации установлена 40-часовая рабочая неделя. На локальном уровне работникам в течение рабочего времени предоставляется два регламентированных перерыва по 10 минут каждый. Кроме того, в начале рабочего дня для приведения рабочего места в рабочее состояние и в конце рабочего дня для уборки рабочего места отводится по 10 минут. В течение месяца один работник взял отгул на 1 рабочий день.

Отсутствия по причине нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков, а также простоев и прогулов не случалось. Эффективность труда работников за месяц составила 110% (т.е. за счет привлечения с согласия работников к сверхурочным работам установленная норма времени была превышена на 10%, коэффициент выполнения норм в таком случае = 1,1).

Расчет нормо-часа

Определим фонд рабочего времени. В соответствии с производственным календарем за 2019 г. фонд рабочего времени за июнь составил 151 час. Общее количество рабочего времени составит 1 510 часов (151 час x 10 работников).

Рассчитаем время, затраченное на производство изделия. Для этого вычислим время, в течение которого не производились работы, в которое включаются регламентированные перерывы, время на подготовительно-заключительные работы, а также время отгула. Общее количество отработанных дней всеми работниками составит 189 дней (19 рабочих дней x 10 работников — 1 день отгула). Время регламентированных перерывов в течение месяца составит 3 780 минут или 63 часа (2 раза x 10 мин. x 189 рабочих дней). Аналогично рассчитывается время на подготовительно-заключительные работы, которое также составит 63 часа.

Соответственно, время, в течение которого не производились работы, составит 134 часа (8 часов отгула + 63 часа регламентированного перерыва + 63 часа на подготовительно-заключительные работы). Таким образом, время, затраченное на производство изделия, составит 1 376 часов (1 510 часа — 134 часа).

Следовательно, количество нормо-часов на производство единицы изделия составит 1 513,6 нормо-часа (1 376 часов x 1,1).

Введение и пересмотр установленных норм труда

Введение, замена и пересмотр установленных норм труда предусматриваются локальными нормативными актами работодателя, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК РФ). Как правило, таким документом является положение о нормировании труда.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.

Локальный акт организации, содержащий нормы труда, вводится в действие приказом работодателя (или распоряжением). О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162 ТК РФ), иначе нормы труда не будут иметь юридической силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, а работник, в свою очередь, обязан выполнять установленные нормы труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Кроме того, порядок оплаты труда при невыполнении норм труда регламентирован ст. 155 ТК РФ.

Премирование

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ). Соответственно, премия является частью заработной платы.

При этом премия не является обязательной выплатой, носит стимулирующий и поощрительный характер, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2017 № 33-11815/2017).

Системы оплаты труда, в частности системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, если локальным нормативным актом работодателя установлено, что премии начисляются и выплачиваются работникам за достижение определенных трудовых показателей, выполнение плановых заданий и норм труда, то работодатель вправе не выплачивать работнику премию за невыполнение установленных нормативов.

В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.

Как рассчитать человеко-часы

Как посчитать человеко-часы для статистики?

Данные об отработанных человеко-часах руководители организаций обязаны указывать в форме статического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Им же утверждены и правила ее заполнения.

Формула для П-4, человеко-часы, расчет:

ЧЧ = Ч1 + Ч2 + … + ЧN,

ЧЧ – кол-во отработанных человеко-часов;
ЧN – кол-во часов, отработанных каждым конкретным работником.

Складывают все время, отработанное сотрудником в рабочие дни в организации, а также за ее пределами. Учитываются внеурочные часы, работа в командировках, работа на совмещаемой должности (на этом же предприятии).

Поэтому, если на предприятии есть работники, которые трудятся полное и неполное время, для них проводятся отдельные расчеты, с использованием табеля рабочего времени. Формула в этом случае будет выглядеть следующим образом:

ЧЧ = КР * РВ,

ЧЧ – человеко-часы;
КР – количество работников;
РВ – время, фактически затраченное на работу.

Расчет человеко-часов

Человеко-час – это единица учета рабочего времени, которая соответствует одному часу работы одного человека. Работодателю с ее помощью удобно планировать рабочее время сотрудников, определять нужное количество трудящихся для выполнения работы, а также устанавливать сроки для выполнения заданий.

Итак, как посчитать человеко-часы: расчет можно произвести по следующей формуле.

Ч = К * Т,

Ч – это сам показатель, человеко-час;
К – общее количество сотрудников предприятия;
Т – единица времени, часы.

Но есть периоды, которые не следует учитывать при расчете. Это:

  • период болезни сотрудника, согласно листку нетрудоспособности;
  • время простоев;
  • в расчет не берется период отпусков;
  • время, на которое был сокращен трудовой день работников определенных категорий в соответствии с указаниями законодательства РФ;
  • время, предоставленное недавно родившей сотруднице для кормления ребенка;
  • иные причины.

Пример

Чтобы рассчитать этот показатель, вам необходимо в табеле учетного времени посчитать сумму количества отработанных часов в день всех сотрудников.

Приведем пример для маленькой фирмы. Представим, что в ней трудятся 10 работников. В день общая сумма отработанных ими часов составляет 80 человеко-часов:

Полученное число нужно умножить на количество рабочих дней в месяце:

80 чел/часов * 21 день = 1680 человеко-часов.

Теперь рассчитаем этот показатель для каждого работника.

При пятидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне расчет будет следующий:

21 день * 8 часов = 168 человеко-часов

Человеко-день

С человеко-часами разобрались. В этом разделе рассмотрим, что принято понимать под термином человеко-день. Это единица измерения рабочего времени, соответствующая рабочему дню одного человека независимо от числа отработанных им часов. Нужно отметить, что этот показатель является менее точным, чем человеко-час.

В человеко-днях измеряют:

  • дни, фактически отработанные сотрудником;
  • явочное время;
  • дни, когда сотрудник не явился на работу;
  • простои, включающие целый день и более;
  • дни нахождения в служебных командировках;
  • те дни, в которые работник получил наряды своего предприятия для отработки в другой организации;
  • дни, когда из-за вынужденного простоя на основном рабочем месте сотрудника задействовали в другой деятельности предприятия.
Читать еще:  Как работает печка на ваз 2107

Расчет человеко-дней

Многих интересует расчет общего количества человеко-дней.

Расчет человеко-дней, формула:

Кчдн = ∑Кччас / Праб,

Кчдн – общее количество отработанных человеко-дней;
∑Кччас – общее количество человеко-часов за отчетный месяц;
Праб – продолжительность рабочего дня.

Иногда работодателю требуется рассчитать среднесписочную численность трудящихся, отработавших неполное рабочее время. В этом случае расчет производится пропорционально отработанному времени:

  • сначала подсчитываем общее количество человеко-дней;
  • далее определяем среднюю численность неполностью занятых сотрудников в пересчете на полную.

Формула будет следующая:

С/С численность неполн. = Кчдн/Крдн,

С/С численность неполн. – средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц;
Кчдн – общее кол-во отработанных человеко-дней;
Крдн – число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.

Расчет человеко-часов за год

Как рассчитать человеко-часы за год? Для получения этого показателя необходимо сложить все часы, отработанные служащим в трудовые дни в компании и вне ее пределов. То есть, в расчет входит время труда в рабочих поездках, сверхурочный труд, а также труд на совмещаемой должности в этой же фирме.

В при подсчете не учитывается :

  • период болезни сотрудника, прописанный в больничном листе;
  • время отпуска кормящих мам;
  • время, когда служащий не трудился по причинам, которые от него не зависят;
  • время ежегодного отпуска трудящегося;
  • часы сокращения трудового дня;
  • время, когда служащий повышал свою квалификацию с отрывом от трудового процесса;
  • время участия сотрудников в забастовках;
  • иные причины отсутствия служащего на трудовом месте.

Итоговая сумма состоит из всех человеко-часов по каждому сотруднику. Если вам нужно рассчитать человеко-часы за год, расчет по формуле будет следующий.

Установленные нормы часов по Трудовому Кодексу в РФ на 2020 году

За всю свою трудовую деятельность мне пришлось научиться разбираться в нормах трудового времени. И я начала ценить, когда они действительно регламентированы, а не предусмотрен ненормированный график для работников. Такие нормы устанавливаются российским законодательством, а также самим работодателем. Но в любом случае они должны быть фиксированными и оговариваться с сотрудником при его приеме на работу.

В зависимости от условий труда и количества трудового времени определяется и доход человека. Например, я сейчас всегда произвожу расчет стоимости моего трудового часа, чтобы понимать, подходит мне эта работа или нет. И в этой статье я расскажу вам, какие трудовые нормы времени бывают.

Рабочее время

Для начала необходимо определиться, что же считается нашим рабочим временем по законодательству РФ. В это время входит следующие периоды:

  • выполнение своих непосредственных обязательств по должностной инструкции;
  • выполнение дополнительных распоряжений своего руководства;
  • командировки и другие поездки, связанные с выполнением рабочих целей;
  • подготовка рабочего места, а также его уборка после проведения необходимых работ;
  • периоды, связанные с получением наряда, получение распоряжений;
  • время, затраченное на поездку до работы и с нее, если она осуществлялась на транспорте работодателя, либо для этого использовался личный автотранспорт по поручению руководителя или трудовому контракту;
  • время отдыха и перерывов, регламентированных внутренними локальными актами предприятия.

При трудоустройстве каждый работодатель обязан информировать вновь принимаемого сотрудника, на какой режим труда он устраивается. В зависимости от этого он информирует о действующих трудовых нормах времени, которые положено отработать ему в случае трудоустройства.

Нормы времени

В Трудовом законодательстве регламентирована обычная продолжительность рабочей недели сотрудников, работающих по стандартному графику 5/2, 6/1.

Выходные дни в таком случае могут быть и плавающими для работников, но общая норма часов не меняется. И ее размер установлен в пределах 40 рабочих часов. То есть если считать, что работники будут придерживаться стандартной пятидневной недели, они должны работать по 8 ч. в день.

В месяц данное количество в среднем будет составлять 160 ч., если рассчитывать, что обычно бывает 4 рабочих недели. Однако каждый месяц может отличаться друг от друга дополнительными выходными днями, праздниками, а также стандартной разницей в количестве дней (30,31, 28,29). Праздничные дни регламентируются Правительством страны и устанавливаются индивидуально для каждого года.

Найти такой производственный календарь можно на любом правом сервисе в интернете. В нем подробно расписаны, какие дни считаются выходными, праздничными и рабочими.

Разберем такой календарь на текущий год:

  1. В первую очередь прописаны переносы выходных дней на другие даты. В этом году их было 5 штук. Это делается для удобства граждан, чтобы они могли продлить свои выходные дни, когда есть какой-либо праздник. Например, 2 праздничных дня 6 и 7 января, выпавшие на выходные дни, должны были продлить новогодние каникулы до 10 января. Но в этом году на работу все вышли 9 января. Поэтому эти дни были перенесены на пятницу 9 марту и среду 2 мая. Таким образом, мартовские выходные длились 4 дня, и апрельско-майские также продолжались 4 дня.
  2. Далее в календаре расписано суммарное количество дней за каждый месяц. При этом здесь ведется учет общего количество дней, отдельно рабочих и выходных.
  3. Итогом таких расчетов стал суммарный подсчет всех этих дней за год. Общее количество дней получилось 365 дней, из которых 247 были рабочими. Соответственно 118 дней получились выходными.

Но важно помнить, что предпраздничные дни всегда имеют сокращение на 1 ч. В этом году таких дней было 6. Поэтому при расчете норм времени из общего количества времени надо вычитать эти 6 ч. Данное время работодатель обязан предоставлять всем сотрудникам и оплачивать этот день в полном размере. Но если производственный процесс не позволяет освободить сотрудника раньше положенного времени, ему должна быть предоставлена доплата за переработку, либо выходной день.

Также еще нужно знать, что из данных норм вычитается фактически неотработанное время сотрудником. Оно может быть использовано им на:

  • положенный отпуск;
  • больничные дни;
  • декретные отпускные дни;
  • иные дни, когда сотрудник отсутствовал на своем месте.

Узнать об этом более подробно можно из представленного видео.

Рабочие режимы

Зная установленное количество рабочих дней в году, а также самих рабочих недель, несложно посчитать норму часов, которую положено отработать сотрудникам. Для этого надо 247 рабочих дней умножить на дневную норму 8 часов. И получится 1976 часов общего времени. Но из них обязательно надо вычесть 6 сокращенных часов. И получится стандартная норма 1970 часов.

Но есть категории работников, которым полагается неполная или сокращенная неделя. В этом случае их нормы могут быть 36 часов или 24 часа. Тогда расчет норм их годового количества часов составит 1772 часа и 1179 часов.

Расчетные показатели применяются ко всем режимам труда, установленных работодателем в своей компании. Если режим предусматривает необходимость сотрудника работать посменно по 12 часов, то в общей своей совокупности в течение года он не должен переработать установленную норму.

Если в компании сотрудники трудятся посменно, то руководитель должен вести суммарный учет их времени. При этом важно соблюдать законодательство в отношении предоставления отдыха. По нему человек должен иметь отдых не менее 42 часов после таких смен. И количество отработанного времени должно учитываться в период месяца или квартала. Недопустимо превышение установленных максимальных норм.

Ненормированный день

Рабочий распорядок дня и количество рабочих часов может подсчитать каждый сотрудник самостоятельно. Для этого необходимо только знать, какое количество часов он должен ежедневно отработать, а также количество дней в неделе. Во многих организациях, где работа осуществляется посменно, составляются графики. С этими графиками должны быть ознакомлены все сотрудники. В соответствии с этим документом каждый сотрудник видит, какое количество дней и времени он должен будет отработать.

Если руководитель требует поработать сверхурочно в другой день, то такая переработка не должна превышать 4 часов за 2 выходных дня. А общее количество часов не должно превысить 160 за год.

Но не стоит путать сверхурочную работу с ненормированным графиком. Под ним понимаются условия, когда работнику иногда придется прийти на работу раньше или уйти с нее позже по сравнению с остальными работниками. За это он не обязан получить специальную доплату. Данное обстоятельство подразумевается самим режимом труда. Но работать постоянно в условиях несоблюдения норм работник не может. Эти условия могут происходить только периодично.

Если сотрудник подписывает соглашение о том, что его день будет ненормированным, он должен знать, какие нормы действуют в организации, чтобы разумно оценивать количество дней, когда он перерабатывал. То есть во все остальные дни он должен приходить и уходить наравне с другими работниками. А его ненормированные дни должны устанавливаться только в тех случаях, когда это особенно требуется определенными обстоятельствами.

Если сотрудник работает по ненормированному дню, ему полагается дополнительно 3 дня отдыха в год, которые он может использовать вместе с отпускными днями. Также он может воспользоваться ими и отдельно от них.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ НОРМО-ЧАС

Обзорный материал под названием “Почем нормо-час?”, опубликованный в №14 (694) от 1 октября 2009 года, вызвал живой интерес со стороны читателей, которые пожелали дальнейшего развития темы. Что же, идем им навстречу и предлагаем интервью со специалистом в области автомобильного сервиса – заместителем директора по послепродажному обслуживанию ИООО “Атлант-М Холпи” Андреем ЦЕХОВЫМ. Разумеется, главной темой беседы стал нормо-час.

– Давайте начнем с самого понятия. Что оно означает и для чего применяется?
– Нормо-час – это норматив времени, используемый на предприятии автосервиса для определения трудоемкости выполнения той или иной ремонтной операции с автомобилем. Нормо-час имеет количественное и стоимостное выражение, призван определять объективную трудоемкость выполняемых ремонтной организацией работ и в конечном итоге – стоимость оказанной клиенту услуги. В качестве единицы услуги на предприятии автосервиса используется один нормо-час, который определяется в стоимостном выражении, экономически обосновывается и утверждается приказом директора по предприятию в виде прейскуранта на услуги сервиса.
Непосредственно количество нормо-часов мы определяем по заводским справочникам нормо-часов, в которых собраны основные виды выполняемых при ремонте работ. Эти нормативы отражают объективное количество времени, необходимое для выполнения любой ремонтной операции, и исключают возможность завышения/занижения итоговой стоимости услуги.
Таким образом, итоговая стоимость услуг автосервиса без учета стоимости используемых при ремонте запасных частей и материалов определяется как произведение количества нормо-часов на стоимость одного нормо-часа. Как инструментом, определяющим стоимость ремонтных работ для клиентов, нормо-часом пользуется большинство субъектов хозяйствования, предлагающих услуги сервиса.

– Каково отношение нормо-часа к фактическому времени?
– Важно, чтобы клиент понимал: работа, которую он заказывает в фирменном автосервисе, рассчитывается не из фактически затраченного слесарем времени, а четко привязана к нормативам, которые разработаны заводом-изготовителем.
Если по каким-либо причинам необходимая для производства работа отсутствует в заводском справочнике нормо-часов (например, восстановление изношенного резьбового соединения), то искомый норматив разрабатывается на основании технологической карты хронометража рабочего времени. У нас на предприятии существует комиссия, утвержденная приказом директора, в задачи которой входит разработка нормативов рабочего времени, не указанных в справочниках нормо-часов. В состав данной комиссии входит технолог, бухгалтер и руководитель отдела сервиса.
Необходимые для утверждения нормативы времени рассчитываются как среднее значение многократных замеров (не менее четырех) одной и той же операции в исполнении нескольких сотрудников сервиса. При этом в качестве исполнителей таких работ привлекаются квалифицированные слесари первой или второй категории, обладающие необходимыми знаниями и навыками. Задача комиссии при этом заключается в фиксировании продуктивного времени выполнения той или иной операции и занесении его в карту хронометража. Время простоя при замерах, естественно, не учитывается и в карту хронометража не включается.
Таким образом, на выходе мы получаем корректно заполненную технологическую карту хронометража рабочего времени, которая утверждается директором предприятия, а необходимый для расчета клиентов норматив времени на основании утвержденной карты вводится в действие приказом директора. Это очень кропотливая работа, но другого основания объективно рассчитать стоимость услуги для клиента у нас нет.

Читать еще:  Веста cng что это

– И все же насколько нормо-час соответствует часу реальному? Например, на вашей станции?
– Если учитывать технологичность предприятия, опыт и квалификацию сотрудников, выполняющих те или иные работы, то нормо-час как раз и является неким средним показателем объективных затрат времени на производство работ в сервисе. Опытный сотрудник, как правило, вкладывается в заявленный норматив. Сотрудник, имеющий более низкую категорию или меньший опыт работы, наверняка затратит несколько больше времени. Для нас важно, чтобы фактическое продуктивное время работы с автомобилем было соизмеримо с нормой, оплачиваемой клиентом, при неизменно высоком качестве оказываемых услуг.
Но по факту общее время нахождения автомобиля в ремонтной зоне всегда несколько больше, чем нормо-часы, оплачиваемые заказчиком. Это обусловлено тем, что помимо продуктивного времени выполнения ремонтной операции существует и дополнительное время, которое расходуется на получение со склада запасных частей, перемещение автомобиля на другой пост, подготовку оборудования и специального инструмента к работе, выполнение обязательных контрольных операций с автомобилем. Например, клиенту, приехавшему к нам на регулировку света фар, мы обязательно бесплатно проконтролируем уровень масла в двигателе, уровень тормозной и охлаждающей жидкостей, а на это всегда уходит некоторое время, пусть и небольшое.

– Основываясь на этих словах, можно сказать, что клиенту выгодно, когда при расчете стоимости работ используется нормо-час?
– Это выгодно для обеих сторон. С нормо-часом работает весь мир: ремонтные мастерские, страховые компании.
И это более понятно для клиента: он видит, сколько ориентировочно времени автомобиль будет находиться или находился в ремонте, видит единый тариф за один нормо-час, ему проще калькулировать для себя счет и планировать будущие ремонты по времени. Использование нормо-часа не требует объемного прейскуранта всех услуг – в этом случае потребовалось бы использование большого количества информации. Если мы, например, предлагаем клиентам какую-то услугу, которая выделена и имеет фиксированную стоимость, то мы под каждую такую услугу обязаны готовить экономическое обоснование. А таких услуг у нас на предприятии более 1000! Следовательно, готовить столько же экономических обоснований просто нецелесообразно и невыгодно для предприятия. Затраты времени на их подготовку несоразмерно велики.
Другое дело, если предприятие оказывает узконаправленные услуги. Типичный пример – шиномонтажные мастерские, где часто применяются фиксированные цены на каждую отдельную услугу. Таких услуг у этих предприятий наберется десятка полтора, не больше. В этом случае все работы сводятся в один прейскурант, с которым и знакомится клиент.

– Насколько массово “неофициалы” используют нормо-час?
– Как правило, сертифицированные СТО выбирают нормо-час для обслуживания клиентов, благо по большинству моделей автомобилей существуют лицензированные копии справочников нормо-часов. Причины выбора нормо-часа для них, я думаю, те же, что и для нашего предприятия: удобство в работе и информативность для клиента. Что же касается “нелегальных” ремонтников, то они, как правило, предлагают клиентам отдельную стоимость по каждому виду работ, а то и просто называют общую цифру за определенный комплекс услуг. В любом случае нормо-час доказал свою “профессиональную пригодность”, и я уверен, что будущее именно за этим видом расчета итоговой стоимости услуги.

– Норма есть, но ее приходится пересчитывать. Так бывает?
– Бывает, но это скорее исключение, чем правило. На подобные исключения нужны обоснованные причины, и если мы их находим, то пересматриваем нормы на основании проведенного хронометража. Причем нормативы времени могут пересматриваться в сторону как увеличения, так и уменьшения. Например, на некоторые модели автомобилей заводской справочник нормо-часов устанавливает норматив времени на замену рулевой тяги в размере 5,4 нормо-часа, предписывая производить замену рулевой тяги при снятой рулевой рейке. Мы же изготовили специальную оснастку, которая позволяет проводить качественную замену рулевой тяги непосредственно на автомобиле, что привело к существенному снижению норматива и снижению стоимости такой услуги для клиентов. В этом случае комиссия по хронометражу разработала норматив по замене рулевой тяги в объеме одного нормо-часа.

– Какие нормативные документы регламентируют формирование стоимости нормо-часа?
– Прежде всего это постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 года №23 “Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств”.
Пожалуй, это сегодня основной документ. Он не ограничивает предприятия автосервиса в уровне рентабельности, но указывает, каким образом мы должны формировать стоимость нормо-часа, и регламентирует некоторые моменты, касающиеся сопутствующих материалов и запчастей, которые включаются в стоимость заказа-наряда.

– Если тезисно, то как рассчитывается стоимость нормо-часа?
– Сначала определяется затратная часть. Суммируются все составляющие: часовая тарифная ставка персонала, занятого оказанием услуг, премиальные выплаты, приведенные к часовой тарифной ставке, отчисления в ФСЗН, страховой взнос по обязательному страхованию, накладные расходы. В сумме получаем себестоимость нормо-часа. Далее, исходя из качества услуг и конъюнктуры рынка, рассчитываем прибыль. Затем от суммы себестоимости и прибыли рассчитываем сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и в итоге, просуммировав три составляющие (себестоимость + прибыль + сбор), получаем стоимость нормо-часа без НДС. В завершение добавляем к стоимости нормо-часа налог на добавленную стоимость (18 процентов) и налог на услуги (5 процентов – рассчитывается только для физических лиц).

– Почему стоимость нормо-часа на различных станциях серьезно отличается, порой в несколько раз?
– Разбежка действительно существует, и порой она говорит о том, насколько предприятие технологично, насколько авторитетно, как долго присутствует на рынке услуг. Скажем, начинающие сервисы обычно предлагают недорогой нормо-час. Им нужно заработать авторитет, сформировать клиентуру, поэтому вначале они закладывают минимальный процент рентабельности. Неофициальные сервисы проводят постоянный мониторинг цен на услуги станций официальных дилеров и следом за ними корректируют свои цены, предлагая свои услуги по чуть меньшей стоимости.
Если у СТО нет отбоя от клиентов, существуют очереди, то, следовательно, услуги этой станции востребованы и руководство может думать о том, чтобы увеличить стоимость нормо-часа. Если же, наоборот, число клиентов на сервисе сокращается, одним из средств их привлечения может служить снижение стоимости нормо-часа.
Нужно понимать, что привлекательность сервиса – это не только качество и стоимость работ. Насколько удобно расположена станция, ходит ли рядом общественный транспорт, хороша ли инфраструктура – может ли клиент, ожидая машину из сервиса, воспользоваться услугами кафе, банка, Интернетом, посмотреть телевизор и почитать журналы? С другой стороны, для предприятия создание таких условий – это тоже затраты, которые учитываются при формировании стоимости нормо-часа.
Наша задача – иметь оптимальный нормо-час. Мы стараемся не завышать его стоимость. Более того, для некоторых категорий клиентов делаем скидки: например, для владельцев старых машин стоимость нормо-часа ниже на 25 процентов.
Последний раз стоимость нормо-часа мы меняли в начале 2009 года, когда произошла девальвация белорусского рубля. Тогда для нас увеличилась стоимость прямых расходов сервиса, так как поставщики подняли стоимость закупаемых материалов сервиса; увеличилась стоимость обслуживания здания, и мы вынуждены были для сохранения уровня рентабельности увеличить стоимость нормо-часа.

– Некоторые дилеры для старых машин применяют повышенную стоимость нормо-часа. Как можете это прокомментировать?
– Это понятная позиция сервисов, которые хотят исключить владельцев старых машин из числа своих клиентов, потому что проведение работ здесь связано с определенными сложностями (тот же “закисший” крепеж и повышенные трудозатраты на производство любых демонтажных и монтажных работ). Именно поэтому они и применяют надбавки к стоимости нормо-часа. Мы себе такой цели не ставим, так как понимаем, что если увеличим стоимость нормо-часа для этой категории клиентов, то потеряем ее. Несмотря на то что у нас фирменный сервис и мы нацелены в первую очередь на послепродажное обслуживание автомобилей в гарантийный период, про более старые машины тоже не забываем. Так называемые второй и третий сегменты (автомобили старше трех лет) составляют более половины наших клиентов, и мы зарабатываем на этой категории более половины нашего валового дохода.

– Является ли стоимость нормо-часа показателем уровня сервиса?
– В определенном смысле да. Ориентируясь на стоимость нормо-часа, клиент может составить приблизительное мнение об уровне данной станции.
Сервисы с низкой технологией, но высокой стоимостью нормо-часа долго не живут. С другой стороны, низкая стоимость нормо-часа может быть либо у “молодых” предприятий, либо у станций, которые не владеют технологией большинства ремонтов (у них, как правило, нет опытного персонала), либо у сервисов, которые не имеют высокой репутации и вынуждены привлекать клиентов невысокой стоимостью работ. Для меня как клиента низкая стоимость услуг всегда подозрительна. Чудес не бывает: за качественную услугу нужно платить адекватные деньги.
Как производственник, я четко понимаю, какие затраты мы несем при оказании услуг автосервиса. Большой автоцентр с хорошей инфраструктурой и определенным набором дополнительных услуг для клиентов всегда предполагает наличие больших затрат для предприятия. При этом рентабельность большого предприятия будет ниже, чем рентабельность небольших сервисных станций, состав затрат которых и размеры гораздо меньше.

– За последние несколько лет стоимость нормо-часа на фирменных СТО заметно подросла. Будет ли нормо-час дорожать в дальнейшем?
– Отчасти этот рост был вызван девальвацией национальной валюты – это нужно учитывать. Я думаю, что в будущем рост возможен, но он будет незначительным. А в ближайшей перспективе вряд ли фирменные сервисы будут использовать у себя политику повышения цен. Скорее, наоборот: в следующем году будет наблюдаться некоторое снижение стоимости нормо-часа для определенной категории клиентов. Это будет вызвано складывающейся для фирменных сервисов конъюнктурой рынка и обостряющейся в период кризиса борьбой за клиента.

Иван КРИШКЕВИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

АВТОНОРМЫ онлайн

Программа автонормы предназначена для расчёта сроков,
стоимости ремонта авто.

Внимание!

Если вам нужны автонормы – просто напишите на info@etlib.ru. Мы можем выгрузить в любом удобном формате MySQL dump, XLS и т.д.

Код для вставки на сайт

РД 03112178-1023-99. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей подходит

установленными эксплуатационными и ремонтными нормами, рекомендациями завода-изготовителя, с соблюдением требований «ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ) ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» подходит

очень хорошая и удобная программа .

А где потеряли Opel Astra -H 1,8 2014 года?

Подскажите, как сбросить то что посчитал? На крестик не реагирует

Добрый день! Попытался найти замену масла. Так выдаёт^ “Двигатель в сборе – замена масла и масляного фильтра (с промывкой системы смазки)” – 9 н.ч. Это – нормально!? “Двигатель в сборе – замена масла и масляного фильтра” – 45 н.ч. Что это!?

в списке не нашел шевролет

Вот пожалуйста http://uazpatriotsib.ru/forum/page.php?p=autonormy выбираем марку, год, модель – сверху таблицы появляется ссылка – вернуться к выбору – и потом подгружает Вашу страницу целиком, там при наведении даже видно, что ссылка ведет https://etlib.ru/автонормы, а надо чтоб возвращала на форум к выбору авто

Добрый день. Дайте ссылку на форум я посмотрю. И напишите на почту мне info@etlib.ru

Добрый день, вставил ваш код к себе на форум, но переходя по ссылке возврат к выбору авто – грузит вашу страницу ( а надо чтоб загружал исходную форму, можно как-то поправить?

хотелось бы еще нормы времени на кузовной ремонт.

Действительно удобно в работе, в информационном порядке. Молодцы !

МОЛОДЦЫ . Как бы ещё другие работы САМОМУ вписать!

Нормы бредовые. С/у амортизатора 1,2 часа, замена опоры амортизатора 1 час.

Так не пойдет! Работайте!

Отлично ! Невероятную огромную работу, вы сделали.

ребят, классная тема. все супер но сырое. добавьте рекламы по краям ведь место есть. и реквизиты, пару сотнями поддержу за хорошую идею))

Такой функции нет

Новых данных пока нет

Читать еще:  Что такое стационарное рабочее место

Как быть с авто после 2004 г.в.? Есть ли приложение на андроиде с расчетом нормочаса?

как рассчитать с учетом необходимого количества материалов?

Добавьте нормы времени на автомобиль Урал-4320

добавьте приору, года , по Daewoo, кузова и года

посмотрите на ваз 12 тормоза перед супорт прав су время работы 65,00 ч 5 дней его делать

Подшипник ступицы – с/у 145.00 как так и это на ваз 2112

ford транзит 2014-2016 годов выпуска нет? Почему только до 2004?

Подшипник ступицы задний ВАЗ, 98 норма/часов :DDD

Здравствуйте, к сожалению Шевроле нет

Подскажите, в онлайн приложении нет Chevrolet а в полной версии есть?

Ребята посмотрите нормы на ВАЗ, сцепление и КПП. Видно точка не там стоит.

Не удаляется позиции в таблице. что делать?

почему-то не работают нормы времени,что то изменилось.

Здравствуйте. Временные неисправности, скоро поправим.

почему есть выбор авто, а норм на него нету.

Здравствуйте, в чем нормочасы то у вас? 26 чего чтоб поменять передние колодки ваз 2115? При снятом колесе это 2.6 минуты если только. Обещали исправить. Еще где нч для снятия самих агрегатов и узлов?

Здравствуйте. Наверно это ошибка. Данные взяты из открытых источников – и предоставляются “как есть”. Другой информации нет.

Замена диска сцепления на ВАЗ 2115 – 47 часов? или вилки на снятой коробке 27 часов? Не вводите людей в заблуждение. Не надо обманывать про бесплатный сервис. Не хотите раздавать информацию бесплатно – признайтесь честно об этом.

Не могу очистить таблицу, каждый раз добавляется.

А добавления автомобилей не планируется в “АВТОНОРМЫ онлайн”. Интересует Катерпилер, Ман, Скания ?

Ждём код для вставки на свой сайт. Ребят как появится, отпишите плз luckyman@inbox.ru

Скачайте Wurth Online the World 4.15 Там нормы свежие по 2014г

Наконечник рулевой тяги внутренний – с/у (на снятой тяге) 2.00 Рычаг маятниковый с кронштейном в сборе – ремонт (снятого с автомобиля) 35.00 Рычаг маятниковый с кронштейном в сборе – с/у 63.00 Тяга рулевая в сборе левая – с/у 62.00 Тяга рулевая в сборе правая – с/у 62.00 Тяга рулевая средняя в сборе – с/у 7.00 че-то круто. и замена свечей 2 н/час

Здравствуйте, когда закончим с обновлением она будет доступна бесплатно.

Можно ли приобрести такую программу, но с новыми моделями (можно On-line доступ).

нет кузовного ремонта и молярных и это очень плохо,т.к. при ДТП в основном ЛКП и кузов страдает

У нас точно нету

супер. а где посмотреть нормы на газ 53?

Никак, такую функцию не предусмотрел 🙁

разместил на сайте, а как сделать так чтоб задать Стоимость н/ч: чтобы пользователи их не могли менять?

Это справедливое замечание. Как раз этим и занимаемся.

не плохо все это, но нормы взяты из справочников СССР и РФ 90-х начала 2000-х, а на “дворе” 2014 год. Хотелось бы увидеть нормо-часы на грузовые а/м иностранного производства – SCANIA, VOLVO, DAF, MERCEDES.

1.76ч х 60мин=105мин (1ч 45мин)

программка конечно толковая только не все машины есть,может кто посоветует где нарыть нормы на нисан мурано 2006г 3.5 бензин v 6

Где в атонормах Шевроле?

Господи,как это все интересно)))) Спасибо тебе ДИПЛОМ, если бы не ты никогда бы я не узнала столько нового..Мужчины, есть ли у кого-нибудь справочник по нормо-часам)и очень и очень нужно) Заранее благодарю.

Кидай на info@atlib.ru постараемся привести в нормальный вид

У меня есть нормы из одной проги только они файлом своеобразным если нормальному програмисту отдать толк будет могу скинуть пишите email

хорошая вещь эти норма часы, есть конечно не все , но всего нигде нет. А прогу без ошибок я не видел к примеру те же TECDOC или AUTODATA !!

Допустим нормы по КАМАЗу взяты из: “типовые нормы времени на ремонт грузовых а/м марок МАЗ, КАМАЗ, КраЗ с дизельными двигателями”, который утвержден от 7 июля 1980 годаутвержденным секретарем ГК СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС, все это было в 80-х, а сейчас уже 2014 год другие нормо-часы

У Королл 98 года снятие/установка свечей 0,2-0,4 н.ч. в зависимости от модификации. У Форестер – да 0,9 н.ч. Может Вы перепутали, а виноват как всегда кто-то. 🙂

Херня это, а не нормо-часы. Сравнил нормочасы на замену свечей зажигания на тоёта королла 98 года и субару форестер турбо, в обеих случаях – 0.9 час, котя на королле они сверху 4 вряд, и их поменять 5 минут, а на форестере надо снять впуск, расширительный и тд, при хорошей сноровке за час можно управится.

Все автонормы по ремонту авто взяты из “Справочник автонорм” одного из подразделений «Bosch Service» выпущенных до 2004 года.

УАЗ 2206 – капот окраска 5,5 н/ч. У этой модели нет капота вообще. Если это имеется ввиду крышка двигателя в салоне, то не думаю, что столько норма часов нужно для окраски.

Очень хороший и нужный сайт! Но норма часы. Откуда они? Нужны какие нибудь ссылки на официальные данные или хотя бы наименование справочников, откуда взяты эти нормативы

1.76 нормочаса = 1 час 45 мин.

Никак не могу догнать. что значит, время работы 1.76 один час 76 минут? или вал колен.су 3.93.

К сожалению в открытом доступе новых норм времени найти не могу.

Всё это очень хорошо ! Очень простая и нужная прога, но действительно почему админ не добовляет новые модели авто ? я думаю это очень актуально !

Да, больше всего ошибка. Если отталкиваться от “Двигатель в сборе – с/у – 73 н.ч” то “при снятых радиаторе и воздушном фильтре” думаю 61.5 н.ч.

ВАЗ 2123 раздел Двигатель. Двигатель в сборе – с/у (при снятых радиаторе и воздушном фильтре) – 615 ч. Чо-т я потерялся или не понимаю (( Кап ремонт двигателя со снятым радиатором занимает 2 месяца без перерыва. Ошибка или я туплю, объясните пож.

К сожалению нет

В принципе, все работы совпадают по норма-часам с “Аутодата 3.38”, только тут урезано по к-ву работ и маркам автомобилей, и особенно по году выпуску авто (тут все до 2004), а то, что все на русском, за это огромный респектр. Хотелось бы дополнений.

норма часа по ремонту автомобиля каким законодательством предусмотрено.

Спасибо за замечания, как раз занимаемся переделыванием

Нормы на ВАЗ-2115 поправьте, а то позиции, подобные этой очень смущают. Кронштейн фартука заднего крыла левый – замена – 57 часов. И так каждая позиция.

Пока никак, скоро сделаем возможность для вставки.

молодцы! А как бы разместить у себя на сайте?

Спасибо за совет

заточите эти данные под андроид, продавайте приложение по одному евро и будет Вам много счастья.

Есть откуда взять?

Нужно еще добавить бы автонормы Chevrolet

Сайт бомба. И не нужно разных программ по Норма часам

Спасибо вам что вместе с нами отвечаете на вопросы, делитесь интересными видео, фото отчётами..

Сайт СУПЕР! Спасибо Вам ребята.

К сожалению нет!

нет автонорм по ремонту ГА-33104 Валдай?

Данные берутся из справочника авто производителя. Почему они решили что “снятие/установка облицовки порога” занимает 12 н.ч. сказать трудно, может ошибка.

Облицовка порога двери – с/у 12 н.ч. не многовато? откуда данные то? не правдоподобно немного получается! (модель ваз-2112)

меня полностью устрамвает!

Принято в работу

Ещё бы возможность печатать акт, счёт было бы +1

Что такое “нормы-времени”?

Автопроизводитель, кроме изготовления автомобиля, беспокоится о его гарантийном и постгарантийном обслуживании. Обеспечение сервиса всеми необходимыми материалами для ремонта давно уже стало целой индустрией, начиная от специального инструмента и заканчивая полной спецификацией по ремонту. Не надо думать и догадываться, как проделать ту или иную операцию, а просто следовать спецификации.

Нормы-времени, автонормы, время ремонта – это синонимы, которые можно описать так: задекларированное автопроизводителем «время», которое Вы потратите на операцию ремонта (норматив).

Нормативы

Нормативы (или иными словами, трудоемкость работ) строятся по такому принципу: «Что делать?» и «Сколько времени?».

Каждый автопроизводитель структурирует их на своё усмотрение, и операции для каждого автомобиля могут быть разбиты на разные «подоперации». Например, для Iveco 30.10C Combi Daily, 1996-00 – норматив «Подшипники колеса передней оси (все, с обеих сторон) – с/у » подразумевает, что снятие/установка производится с обеих сторон, а для Honda Civic 5dr, 1991-96 считает каждую сторону по отдельности — то есть необходимо указывать: «количество = 2».

Стоимость нормо-часа

Нормо-час – это единица трудоемкости, которая отличается от астрономического понятия часа. Эта такая абстрактная величина, к которой привязывают цену и получают стоимость ремонта. Хотя, значение нормо-часа, заявленное автопроизводителем, зачастую не сходится с реальностью. Для того, чтобы повторить норматив, необходимо создать условия, соответствующие «эксперименту»: разложить специальный инструмент, составить план работ, запустить секундомер и «поехали!».

Но в реальности: ключ не подходит, гайка прикипела, мазута растеклась, вытирать надо (и так далее) – всё это время, а оно автопроизводителем не учтено.

Но отталкиваться от чего-то надо, поэтому нормо-час – это есть ориентировочная величина. И его стоимость зависит от трёх факторов:

  • Типа работ (слесарно-механические, электромонтажные, арматурные, ремонт агрегатов, покрасочные) – тут как душе угодно, ещё и насколько специалист высокооплачиваемый.
  • Марки авто: так средняя стоимость н/ч для Daewoo – 650,00 руб., а для Bugatti – 7700,00 руб. ещё и плюс цена по договору страхования .
  • Доля СТО от стоимости работы мастера.

О сервисе “АВТОНОРМЫ онлайн”

40 марок, 3000 моделей, 600000 нормативов — это тот материал, который доступен на нашем портале каждому в любое время суток. Легки и понятный интерфейс плюс структурированные нормативы делают работу с сервисом удобным и продуктивным.

Редактирование позиций (нормативов)

При переходе по ссылке норматива в верхней таблице норматив попадает в таблицу выбранных позиций со значением нормы времени, заявленным автопроизводителем. Но иногда необходимо редактировать название, количество, норму-времени, стоимость. Мы предусмотрели эту необходимость и добавили по двойному клику по записи в таблице выбранных нормативов функцию редактирования, где все поля доступны для изменения.

Редактирование доп. информации

Для удобной и продуктивной работы с сервисом необходимо указать два значения:

  • Cтоимость н/ч (нормо-часа): используется для указания стоимости по умолчанию при добавлении норматива. Те нормативы, которые были добавлены до установки стоимости, после её добавления будут исправлены автоматически.
  • Наименование организации — эта информация выводится при печати.

Калькуляция стоимости ремонта

Для калькуляции стоимости ремонта необходимо указать стоимость нормо-часа. Стоимость работ рассчитывается в разрезе нормативов и суммируется в итоговую сумму.

Кому полезен сервис “АВТОНОРМЫ онлайн”?

В создании сервиса «Автонормы-онлайн» мы ориентировались на две категории пользователей, но будем очень рады, если аудитория сервиса будет шире.

Автосервисам, СТО

Каждый день приходится сталкиваться с расчётом работ по ремонту автомобиля, выставлению счетов, актов и в этих документах перечень выполненных работ зачастую взяты из головы. Сервис «Автонормы онлайн» создан с целью упростить работу менеджера СТО, так как всё максимально просто – нужно выбрать из списка необходимое наименование работы и всё!

Автовладельцам

Ремонтируя авто, Вы не всегда в курсе того, что на самом деле сделано умелыми руками мастеров СТО.

С помощью нового сервиса «Автонормы онлайн» Вы можете сами просчитать приблизительную стоимость ремонта или составить общий план работ для станции техобслуживания. Даже не обладая особыми специальными знаниями или навыками в этом нелёгком деле, Вы сможете иметь общее представление о том, что будет сделано мастерами, отдавая свою машину в руки специалистов СТО. А значит контролировать ситуацию!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector