Как проверить датчик температуры воздуха
Датчик температуры всасываемого воздуха
Датчик температуры всасываемого воздуха является одним из многих систем и датчиков в автомобиле. Неисправность в его работе может напрямую повлиять на работу двигателя, особенно в холодное время года.
Что такое датчик всасываемого воздуха и где он находится
Датчик температуры всасываемого воздуха (сокращенно ДТВВ, или IAT на английском языке) нужен для регулировки состава топливной смеси, подаваемой в двигатель. Это необходимо для нормальной работы мотора в разных температурных режимах. Соответственно, ошибка датчика температуры впускного воздуха в коллектор грозит перерасходом горючего или нестабильной работой двигателя.
ДТВВ находится на корпусе воздушного фильтра или за ним. Это зависит от конструкции автомобиля. Он выполняется отдельно или может быть частью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Места где находится датчик температуры всасываемого воздуха
Неисправности датчика температуры всасываемого воздуха
Существует несколько признаков неисправной работы датчика температуры воздуха на впуске. Среди них:
- перебои в работе двигателя на холостом ходу (особенно в холодное время года);
- слишком высокие или низкие обороты двигателя на холостом ходу;
- проблемы с запуском двигателя (в сильные морозы);
- снижение мощности двигателя;
- перерасход горючего.
Неисправности могут быть следствием таких причин:
- механическое повреждение датчика, вызванное воздействием твердых частиц;
- потеря чувствительности вследствие загрязнения (увеличение инерционности переходных процессов);
- недостаточное напряжение в электросистеме автомобиля или плохие электрические контакты;
- выход из строя сигнальной проводки датчика или ее неправильная работа;
- короткое замыкание внутри IAT;
- загрязнение контактов датчика.
Проверка и чистка ДТВВ.
Проверка датчика температуры всасываемого воздуха
Перед тем как проверить датчик температуры всасываемого воздуха, нужно разобраться с принципом его работы. Датчик основан на термисторе. В зависимости от температуры поступающего воздуха, ДТВВ меняет свое электрическое сопротивление. Формируемые при этом сигналы подаются на ECM с тем, чтобы получить правильное соотношение топливной смеси. Диагностику датчика температуры воздуха на впуске необходимо выполнять на основе измерения сопротивления и величины электрических сигналов, исходящих от него.
Проверку начинают с вычисления сопротивления. Для этого пользуются омметром, сняв датчик с автомобиля, Процедура происходит путем отключения двух проводов и подсоединения их к измерительному прибору (мультиметру). Измерение проводят в двух режимах работы двигателя — “холодном” и на полных оборотах.
Измерение сопротивления датчика
В первом случае сопротивление будет высокоомное (несколько кОм). Во втором — низкоомное (до одного кОм). В инструкции по эксплуатации к датчику обязательно есть таблица или график со значениями сопротивления в зависимости от температуры. Значительные отклонения говорят о неправильной работе устройства.
В качестве примера приводим таблицу таблицу соотношения температуры и сопротивления датчика всасываемого воздуха для двигателей автомобиля ВАЗ 2170 «Лада Приора»:
Температура всасываемого воздуха, °С | Сопротивление, кОм |
–40 | 39,2 |
–30 | 23 |
–20 | 13,9 |
–10 | 8,6 |
5,5 | |
+10 | 3,6 |
+20 | 2,4 |
+30 | 1,7 |
+40 | 1,2 |
+50 | 0,84 |
+60 | 0,6 |
+70 | 0,45 |
+80 | 0,34 |
+90 | 0,26 |
+100 | 0,2 |
+110 | 0,16 |
+120 | 0,13 |
На следующем этапе, проверьте соединение проводников с управляющим устройством. То есть, с помощью тестера удостоверьтесь в наличии проводимости каждого контакта на массу. Воспользуйтесь омметром, который включите между разъемом температурного датчика и отключенным разъемом управляющего устройства. При этом значение должно быть 0 Ом (учтите, что при этом вам необходима схема контактов). Проверьте каждый контакт на разъеме датчика омметром при отключенном разъеме относительно массы.
Измерение сопротивления ДТВВ у Toyota Camry XV20
Например, чтобы проверить сопротивление датчика на автомобиле Toyota Camry XV20 с 6-ти цилиндровым двигателем, необходимо присоединить омметр (мультиметр) к 4-му и 5-му выводу датчика (см. рисунок).
Однако чаще всего ДТВВ имеет два выхода терморезистора, между которым и нужно проверять сопротивление элемента.
Также предлагаем вашему вниманию схему подключения IAT в автомобиле Hyundai Matrix:
Схема подключения ДТВВ с ДАД у Hyundai Matrix
Заключительный этап проверки — выяснить напряжение питания на разъеме. При этом необходимо включить зажигание автомобиля. Величина электрического сигнала должна составлять 5 В (у некоторых моделей ДТВВ это значение может отличаться, уточняйте его в паспортных данных).
Датчик температуры всасываемого воздуха является полупроводниковым прибором. Соответственно, его настройка невозможна. Возможна лишь чистка контактов, проверка сигнальных проводов, а также полная замена устройства.
Ремонт датчика температуры впускного воздуха
Как можно отремонтировать датчик температуры ВВ.
Самый простейший вид ремонта IAT — чистка. Для этого вам понадобится какая-либо чистящая жидкость (карбклинер, спирт, или другой очиститель). Однако помните, что работать нужно аккуратно, чтобы не повредить внешние контакты.
Если вы столкнулись с проблемой, когда датчик показывает неверную температуру, вместо полной замены вы можете отремонтировать его. Для этого купите термистор с такими же или близкими характеристиками, какие имеет уже установленный на автомобиле терморезистор.
Суть ремонта заключается в перепаивании и их замене в корпусе датчика. Для этого вам понадобится паяльник и соответствующие навыки. Преимущество проведенного ремонта — существенная экономия денег, ведь термистор стоит около доллара или меньше.
Замена датчика температуры всасываемого воздуха
Процедура замены не составляет большого труда и не отнимает много времени. Датчик крепится на 1-4 болтах, которые нужно открутить, а также простым движением отсоединить разъем питания чтобы вынуть датчик поступаемого воздуха из своего места.
При покупке нового датчика обратите внимание, чтобы он подходил для вашей машины. Его цена колеблется в пределах 30. 60$ в зависимости от марки автомобиля и производителя.
Toyota Crown › Logbook › Диагностика датчика температуры всасываемого воздуха
Решил в плотную заняться прожерливостью моего крана. СНЯЛ ДАТЧИК и оставил на морозе на 10 минут. При — 5 датчик показал 6,4 кОМ.(важно при изменение сопротивления не троготь носик датчика руками, а то вы можете его согреть рукой и показания будут не верны)
Занес в тепло, немного выждал и окунул его в воду, темпер воды в бассейне ровно 28, сопротивление 1,85кОм
Теперь оставил его просто в помещение, где темпер ровно 30. Замерил и получил 1,78 кОм.
Замеры сравнивал по 2 таблицам и пришел к выводу что датчик исправен. Если и есть отклонения, то не больше 0.2кОм, а это не кретично.
Теперь вопрос к знающим. Завел машину без датчика, изменений ни каких, проверил напругу на клемме 5 вольт ровно, прокатился без датчика и все по прежнему остовалось без изменений. Скажите на что может повлиять езда без датчика дтвв если и так жер бензы колосальный. По трассе 20 на 100, про город я вообще молчу… Подскажите куда копать дальше?
Mileage: 320,000 km
Toyota Crown 1994, engine Gasoline 2.5 liter., 180 h. p., Rear drive, Automatic — electronics
Recommendations
Comments 25
Японцы раньше не выпендривались с датчиками если подумать логично у тебя стоит не один датчик температуры этот работает в паре с дтож (датчик температуры охлаждающей жижи) они за счёт своего сопротивления показывают мозгу как холодно и на каких оборотах греться двигателю!
Это что касается датчика!
Теперь если увеличился жор у движка то это сто процентов наеб…ась лямбда копать тебе туда, если юзт то в двойне копать смотри верхнии вероятно прогорели, имей в веду что старые лямбды работают не как новые, на них приходит маленькое питание и за счёт изменения вольтажа мозги понимают сколько лить в горшки!
вот этот датчик (THA), судя по умным книжкам является “дополняющим” (но не основным), исходя из мануалов, сказывается он на расходе преимущественно при трассовой езде.
по факту — если неисправен или отключен THW (ДТОЖ), движок все равно будет тупить на холодной машине, так что его показания — до пзды!
Тупняка нет, ни на холодную, не на прогретый… Как буду менять термостат то и за одно сниму ДОЖ И ПРОТЕСТЮ. Еще в планах лямбду заменить.
аккуратнее там с фишкой, если что 😉 да и с датчиком тоже, т.к. нужна будет длинная головка на 19 и удлинитель.
к вопросу о тупняке я описал ситуацию, если показания с ДТОЖ отсутствуют или присутсвует КЗ внури обмотки (что одно и тоже), движок при таком раскладе будет считать, что двигатель полностью прогрет… со всеми вытекающими! однако, в теории, он может врать от отложений и прочего (что, как мне кажется редкое явление), тогда поможет только замена.
Спасибо о предупреждение, я его еле нашел(датчик ОЖ кроеться в аккурат пот первой трубой впускного паука) а вот рядом еще 2 датчика одноконтактные… Интересно что за датчики? На фото еле видно
вот смотри, тот что правее (у тебя) — одноконтактный — на приборку, показание температуры ОЖ (шкала).
двуконтактный, соответственно, ДТОЖ.
Нспасибо, я так понимаю они вечные
что-то типа того!
я свой поменял ради двух вещей: успокоения и отвалившейся ножки, на которой контакты (фишка) держались на честном слове. не смотря на накипь на самом датчике, все показания в пределах допусков (и да, он был оригинальным).
Что по топливной системе:
В первую очередь отключи лямбду на коллекторе, на расход влияет лишь она, ездий без неё, расход или не изменится или уменьшится (других последствий не будет) Вторая сигнализирует лишь о плохом состоянии катализатора, на расход не влияет. Снимай впуск и чисти его, дерни топливную рейку и почисти форсунки, попутно поменяй прокладки на них (на расход не влияют, но одноразовые). Попутно с дросселя сними клапан холостого хода, и там тоже все облей карбклинером (что бы по 100 раз не разбирать). Но это все профилактика, обойдется она тебе в +-3000р и день времени, если делать самому не спеша. И обязательно проверь все вакуумные трубки на подсос.
Что по зажиганию:
В первую очередь новые свечи, если не менял, желательно платина или иридий. Осмотри состояние бегунка и крышки трамблера, если съедены сильно, то меняй оба (Ну если на крышке выработка не сильная, то можно и почистить). Проверь сопротивление высоковольтных проводов и их целостность в местах контакта.
Все остальное:
Масло в редукторе поменяй, мб там уже гуталин, в двигатель желательно 5w30 налей. Если температуры в районе -30, то и вовсе 0w30.
Но это все профилактика которую делать по любому, деньги на ветер не выбросишь при любом раскладе. Но в твоем случае, если расход стремится к 30л/100, проверь датчик температуры ОЖ, слышал что он может чуть ли не в полтора раза расход увеличить. И желательно работу МАПа тоже проверить.
Лично по себе скажу. У меня на трассе расход зимой 10 литров, езжу не выше 3к оборотов на 4 передаче (120км/ч) В городе расход до 20 литров. Езжу с отключенным овердрайвом на 3 передачах, на разгоне кручу каждую до 3-4к. В основном езжу на 3 передаче при 2500-3000 оборотов, средняя скорость 60-80 км/ч (тошнить меньше не могу). Машина ночует на улице в день минимум 3 холодных пуска при температуре -20-30 градусов. Средняя длина поездок около 8км, пробок нет, светофоры в среднем каждые 300м. В день проезжаю около 70км. Сейчас так и вовсе решил попробовать на 92 покатать, и температуры поднялись до -20, расход упал до 17л/100, динамика малость потупела (но сейчас расход важнее).
И да, замечание по впуску. Я у себя убрал на зиму воздухозаборник и закрыл радиатор на 70%, одеяло выложил таким образом, что бы больше теплого воздуха попадало во впуск. Не много, но это дает уменьшение расхода, как раз таки по тому, что датчик температуры воздуха на впуске видит более теплый воздух. (Думаю попробовать вообще отделить его от впуска и перенести ближе к выпускному коллектору, что бы он беднил смесь)
Спасибо за инфу, очень ценный совет.
Свечи новые иридивые, резбирал аесь впуск и попутно сдернул рейку, чистил форсунки. РАСКОКСОВАЛ поршня, поменял масло в двигателе на 10w40, и в редукторе. И ВОТ ПОСЛЕ ВСЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТАЛА ЖРАТЬ
Что по топливной системе:
В первую очередь отключи лямбду на коллекторе, на расход влияет лишь она, ездий без неё, расход или не изменится или уменьшится (других последствий не будет) Вторая сигнализирует лишь о плохом состоянии катализатора, на расход не влияет. Снимай впуск и чисти его, дерни топливную рейку и почисти форсунки, попутно поменяй прокладки на них (на расход не влияют, но одноразовые). Попутно с дросселя сними клапан холостого хода, и там тоже все облей карбклинером (что бы по 100 раз не разбирать). Но это все профилактика, обойдется она тебе в +-3000р и день времени, если делать самому не спеша. И обязательно проверь все вакуумные трубки на подсос.
Что по зажиганию:
В первую очередь новые свечи, если не менял, желательно платина или иридий. Осмотри состояние бегунка и крышки трамблера, если съедены сильно, то меняй оба (Ну если на крышке выработка не сильная, то можно и почистить). Проверь сопротивление высоковольтных проводов и их целостность в местах контакта.
Все остальное:
Масло в редукторе поменяй, мб там уже гуталин, в двигатель желательно 5w30 налей. Если температуры в районе -30, то и вовсе 0w30.
Но это все профилактика которую делать по любому, деньги на ветер не выбросишь при любом раскладе. Но в твоем случае, если расход стремится к 30л/100, проверь датчик температуры ОЖ, слышал что он может чуть ли не в полтора раза расход увеличить. И желательно работу МАПа тоже проверить.
Лично по себе скажу. У меня на трассе расход зимой 10 литров, езжу не выше 3к оборотов на 4 передаче (120км/ч) В городе расход до 20 литров. Езжу с отключенным овердрайвом на 3 передачах, на разгоне кручу каждую до 3-4к. В основном езжу на 3 передаче при 2500-3000 оборотов, средняя скорость 60-80 км/ч (тошнить меньше не могу). Машина ночует на улице в день минимум 3 холодных пуска при температуре -20-30 градусов. Средняя длина поездок около 8км, пробок нет, светофоры в среднем каждые 300м. В день проезжаю около 70км. Сейчас так и вовсе решил попробовать на 92 покатать, и температуры поднялись до -20, расход упал до 17л/100, динамика малость потупела (но сейчас расход важнее).
И да, замечание по впуску. Я у себя убрал на зиму воздухозаборник и закрыл радиатор на 70%, одеяло выложил таким образом, что бы больше теплого воздуха попадало во впуск. Не много, но это дает уменьшение расхода, как раз таки по тому, что датчик температуры воздуха на впуске видит более теплый воздух. (Думаю попробовать вообще отделить его от впуска и перенести ближе к выпускному коллектору, что бы он беднил смесь)
Катализатор вырезан и на расход ни как не влияло, пока во впуск не залез
Ищи подсосы, я в свое время пропустил вакуумный шланг клапана Acis и адсорбера. Раскоксовка может убить компрессию, если она изначально была засчет нагара, может добить лямбду. Если у тебя не +40, то с маслом ты ошибся (оправдано если компрессии нет, но не знаю как ты зимой вообще заводишься). Ну и убери шланг обратки с рейки, подставь емкость, заведи, и проверь производительность бензонасоса за 2 минуты. Далее рассчитай сколько за час, если меньше 40 литров, то пожалуй меняй (но это врятли причина). А так все же смотри датчики, лямбду, мап, температуры ОЖ.
Вот только завел, стояла всю ночь на морозе — 12.
Да это не мороз даже ) Но все-равно пощадил бы машину хоть бы 5в30 налил бы )
Оно же очень жидкое, а пробег космический. 324000.для такого пробега полусинтетика 10w40 в самый раз
Ищи подсосы, я в свое время пропустил вакуумный шланг клапана Acis и адсорбера. Раскоксовка может убить компрессию, если она изначально была засчет нагара, может добить лямбду. Если у тебя не +40, то с маслом ты ошибся (оправдано если компрессии нет, но не знаю как ты зимой вообще заводишься). Ну и убери шланг обратки с рейки, подставь емкость, заведи, и проверь производительность бензонасоса за 2 минуты. Далее рассчитай сколько за час, если меньше 40 литров, то пожалуй меняй (но это врятли причина). А так все же смотри датчики, лямбду, мап, температуры ОЖ.
Вопрос по датчику ОЖ, ты не вкурсе он 2х контактный или одноконтактный
Не, я до него пока не добирался. У меня со смесью проблем нет, да кстати забыл. Проверь УОЗ. У меня на прошлой машине был SR20DE, там изначально он был в поздний завален, на свои 2 литра 150 сил она жрала 25 литров зимой. Сдвинул трамблер на пораньше и расход до 15 упал + динамика улучшилась. Поэксперриментируй с углом в общем, а лучше по стробоскопу выставь.
Вопрос по датчику ОЖ, ты не вкурсе он 2х контактный или одноконтактный
на мозги 2х контактный
расход может быть по многим причинам.но надо начинать с малого свечи, ламбды(их можно просто отключить и понаблюдать за расходом)подсос воздуха на наших машинах сильно влияет на расход, МАП и датчик температуры .20 по трассе это сильно много у меня по городу зимой 20-22 летом 15-17 трасса от 11
Как распознать неисправность датчика температуры всасываемого воздуха?
ДТВВ или детектор температуры всасываемого воздуха является одним из множества детекторов, без которого эксплуатация транспортного средства была бы если не невозможной, то весьма проблематичной.
Такой же аббревиатурой еще иногда называют датчик температуры внешнего воздуха (то есть — вне салона автомобиля), это не является ошибкой, но вынуждает быть более внимательным при поиске информации об интересующей детали.
Устройство о котором пойдет речь в дальнейшем, направлено на регулировку уровня обогащения топливной смеси, которая попадает в двигатель.
Плотность холодного и горячего воздуха имеет различные показатели, что является основанием для расчета необходимых пропорций горючей смеси.
Как правило, данный прибор располагается за воздушным фильтром совместно с датчиком массового расхода воздуха, но в некоторых случаях оно может быть и иным, что обусловлено особенностями отдельно взятых моделей авто.
ДТВВ представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом (снижение сопротивления с ростом нагрева)
Как распознать неисправность детектора?
Основными признаками поломки детектора являются следующие:
- затрудненный запуск мотора при низких температурах окружающей среды;
- сбои на холостом ходу;
- перерасход топлива;
- перебои в работе движка;
- код ошибки в бортовом устройстве или мигание соответствующего индикатора.
То, что термистор перестает передавать верные данные, приводит к ошибкам в расчете уровня обогащения топливной смеси и ее последующему перерасходу. Это связано с тем, что датчик передает сведения о том, что впускной воздух имеет низкую температуру, из-за чего система смешивает с топливом меньшее количество воздуха, чем требуется. И вот он — лишний бензин улетает туда, куда не должен был. Помимо этого, перенасыщение смеси горючим может привести к заливу свечей, что может привести и к их поломке.
Выход ДТВВ из строя
Причины выхода ДТВВ:
- короткое замыкание;
- загрязнение прибора;
- механическое повреждение;
- окисление или загрязнение контактов или клемм;
- производственный брак.
После того, как диагностирована неисправность датчика температуры всасываемого воздуха, необходимо произвести его демонтаж и замену.
Прежде чем менять прибор, стоит удостовериться в том, что его неисправность не вызвана простым скоплением грязи, которое довольно легко удалить тряпкой, смоченной спиртовым раствором. Вообще — поломка, причиной которой может быть коррозия контактов — довольно частое явление. Чтобы этого избежать, следует почаще очищать их от нагара и загрязнений.
Если данные манипуляции не помогли и в работе детектора по прежнему присутствуют ошибки, следует заменить его.
Допустим, уровень нагрева составляет десять градусов Цельсия, в таком случае данные анализатора покажет сопротивление равное примерно 58 кОм (напряжение чуть больше 3 В). С ростом температуры данные показания будут изменяться — при ста градусах числа, которые мы увидим буду выглядеть примерно так — 2 кОм и 0,47 В.
YouTube responded with an error: The calling IP address 87.236.20.136 does not match the IP restrictions configured on the API key. Please use the API Console to update your key restrictions.
Автомобильный справочник
для настоящих автомобилистов
Проверка датчика температуры воздуха
Большинство датчиков температуры воздуха, используемых в двигателях, имеют отрицательный температурный коэффициент. Основу датчика составляет термистор, сопротивление которого уменьшается с ростом температуры. Существуют термисторы и с положительным температурным коэффициентом, у которых с ростом температуры сопротивление увеличивается. Вот о том, как происходит проверка датчика температуры воздуха, мы и поговорим в этой статье.
Датчик температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом
Рис. Измерение сигнала датчика температуры воздуха
Датчик температуры воздуха может располагаться во впускном тракте, в датчике расхода воздуха, или во впускном коллекторе. Если датчик температуры расположен вместе с датчиком расхода воздуха, у них обычно общая линия заземления через блок электронного управления (БЭУ). Оба типа датчиков имеют два провода и способы их проверки имеют много общего.
Что надо сделать в первую очередь:
- Подключите отрицательный провод вольтметра к корпусу двигателя.
- Найдите выводы сигнала и заземления.
- Подключите положительный провод вольтметра к выводу сигнала (см. рис. «Измерение сигнала датчика температуры воздуха (датчик расположен в корпусе воздухоочистителя)» .
- Включите зажигание (двигатель не запускайте).
Напряжение должно составить 2.0…3.0 В (в зависимости от температуры воздуха). Для более точного определения значений напряжения в зависимости от температуры см. приведенную ниже таблицу или обратитесь к технической характеристике датчика.
Напряжение сигнала датчика зависит от температуры воздуха во впускном тракте или во впускном коллекторе. По мере прогрева двигателя температура в моторном отсеке, а значит, и во впускном коллекторе увеличивается. Напряжение сигнала при этом уменьшается. Пока двигатель холодный, температура воздуха равна наружной температуре. По мере роста температуры двигателя, температура в моторном отсеке повышается. Температура воздуха во впускном коллекторе при этом достигает 70…80°С. Эта температура превышает температуру воздуха в моторном отсеке.
Для облегчения проведения теста я рекомендую подогревать датчик при помощи фена для волос, а охлаждать при помощи специального охлаждающего аэрозоля или ручного вентилятора. При изменении температуры сопротивление и напряжение датчика также меняются.
Сопротивление и напряжение типичного датчика температуры воздуха с отрицательным температурным коэффициентом
Проверьте, соответствует ли напряжение датчика температуре воздуха. Для этого нужен термометр или эталонный датчик температуры.
Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. По мере прогрева двигателя напряжение должно уменьшаться в соответствии с таблицей.
Если цепь датчика разомкнута (напряжение равно 5.0 В) или имеет замыкание на массу (напряжение равно 0), выполните следующие тесты.
Напряжение сигнала датчика равно 0
Убедитесь, что вывод сигнала датчика не замкнут на массу.
Проверьте целость провода между датчиком и БЭУ.
Если провода датчика исправны, но выходной сигнал БЭУ отсутствует, проверьте все напряжения питания и заземление БЭУ. Если и здесь все в порядке, значит неисправен БЭУ.
Напряжение на сигнальном контакта датчика равно 5,0 В
Это означает, что цепь разомкнута. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:
- Нет контакта между датчиком и сигнальным штырьком разъема.
- Обрыв цели датчика.
- Обрыв цепи заземления датчика.
Напряжение сигнала или питания равно напряжению аккумулятора
Устраните короткое замыкание провода датчика с положительным полюсом аккумулятора.
Измерение сопротивления
Измерение сопротивления может быть произведено при различных температурах. Сравните измеренные значения с табличными данными.
Если сопротивление датчика температуры воздуха соответствует холодному двигателю (20°С), температура охлаждающей жидкости должна быть равна 20 ± 5°С.
Датчик температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом
Датчики температуры воздуха с положительным температурным коэффициентом используются редко (в основном на автомобилях Renault). Такой датчик представляет собой термистор, у которого с ростом температуры растет сопротивление.
Способы тестирования таких датчиков не отличаются от описанных выше для датчиков с отрицательным коэффициентом. Отличие состоит лишь в зависимости сопротивления и напряжения датчика от температуры, которые приведены в следующей таблице.
Проверка температурных датчиков
Современные кондиционеры имеют развитую систему самодиагностики, которая получает информацию от различных датчиков и на основании этого изменяет параметры системы или выдаёт коды ошибок.
Одним из типов таких датчиков являются термодатчики, обычно полупроводниковые термисторы.
Самые простые кондиционеры кондиционеры имеют, как минимум, два термодатчика во внутреннем блоке, а более интеллектуальные гораздо больше.
Рассмотрим подробнее где их устанавливают и как их проверить.
Как найти температурный датчик в кондиционере
Внутренний блок:
- Датчик температуры комнатного воздуха
Это тот самый датчик, который задаёт режим работы компрессора.
- Датчик температуры испарителя (установлен в средней точке испарителя)
Он служит для отключения компрессора при температуре испарителя ниже нуля, или индикации ошибки, во избежание обледенения испарителя.
- Температурный датчик на выходе из испарителя
- Датчик температуры электродвигателя вентилятора
Отключает двигатель при перегреве, предупреждая возгорание.
Перегрев обычно случается в случае межвиткового замыкания.
- Термопредохранитель в клеммной колодке
- При превышении температуры срабатывания (чаще всего около 90 0 С) он сгорает, размыкая цепь питания кондиционера.
Внешний блок:
- Датчик температуры наружного воздуха
Этот датчик служит для ограничения работы кондиционера при температуре на улице ниже его рабочего диапазона
Кондиционер просто не включится, если температура на улице ниже его предела.
- Датчик температуры конденсатора (может быть установлено несколько, в разных точках)
Функция этого датчика – поддержание давления конденсации в заданном пределе при изменении температуры на улице.
- Датчик температуры нагнетания компрессора
По температуре нагнетания можно косвенно определить давление, и если оно выше нормы, то кондиционер выдаёт ошибку.
- Датчик температуры газовой магистрали
Датчик газовой магистрали дублирует датчик низкого давления, и выдаёт ошибку при его чрезмерном снижении.
- Температурный датчик на двигателе вентилятора
- Термопредохранитель на соединительной колодке
Также существуют системы с определением уровня конденсата с помощью термодатчиков, вместо механического поплавка.
Как проверить датчик температуры кондиционера
Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.
Причём его сопротивление зависит от температуры
Для определения сопротивления необходим прибор – омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.
Также необходим термометр, можно обычный комнатный.
Методика проверки термодатчиков:
- Вынимаем датчик из разъёма на плате
- Устанавливаем прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)
- Считываем показания с прибора
- Измеряем комнатную температуру
- Сверяем показания с данными из документации на эту модель.
Пример проверки датчика температуры
Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E.
Скачиваем сервис мануал для этой модели.
В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.
Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:
Из графика видно, что при температуре 25 0 С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).
Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.
Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера
Главный источник информации – документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data) .
Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.
Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.
Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.
Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.
Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.
При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.
Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.