Обучение как движущая сила развития
Avtotehpomosch-kruglosutochno.ru

Автомобильный портал

Обучение как движущая сила развития

Процесс обучения, психолого-педагогическая характеристика. Функции процесса обучения, его движущие силы

Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

– организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

– овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная – дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая – это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная – формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная – формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая – функция здоровосбережения;

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Движущие силы обучения – это противоречия.

Основные противоречия в процессе обучения:

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Правильное понимание самого процесса обучения включает необходимые характеристики:

1) обучение есть специфическая человеческая форма передачи общественного опыта: посредством орудий и предметов труда, языка и речи, специально организованной учебной деятельности передается и усваивается опыт предшествующих поколений;

2) обучение невозможно без наличия взаимодействия ученика и учителя, без наличия “встречной” активности учащегося, без его соответствующей работы, называемой учением. “Учение – это труд, полный активности и мысли”, – писал К.Д. Ушинский. Знание нельзя переложить механически из одной головы в другую. Результат общения определен не только деятельностью учителя, но и в такой же степени деятельностью ученика, самим их взаимоотношением;

3) обучение – это не механическая прибавка к уже имевшимся психологическим процессам, а качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. При усвоении (как высшей стадии обученности) происходит как бы перенос знаний извне вовнутрь (интериоризация), отчего изучаемый материал становится как бы собственным достоянием личности, её принадлежащим и ею открытым. Специфическая особенность учебной деятельности – это деятельность по самоизменению. Её цель и результат – изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не изменении предметов, с которыми действует субъект (Д.Б. Эльконин).

Общие цели обучения:

1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений);

2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.

функции:

– образовательная (усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков)

– воспитательная (заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств)

– развивающая (определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов)

Движущие силы:

Обучению присущи движущие силы и стимулы. Ребенок не может с одинаковым интересом относится ко всем изучаемым в школе предметам в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношение к ученью, построенные только на интересе или полном его игнорирование, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним, индивидуальным побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относиться к ученью как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что ученье, общественные дела обременительны и, если не вызывают интереса, не заслуживают серьезного внимания.

Процесс ученья, построенный только на интересе, полностью исключающий педантично-требовательною организацию, при всей внешней привлекательности и естественности на самом деле воспитательно не эффективен и противоестественен. Следуя лишь за интересом, учитель ограничивает, сдерживает его умственные силы, созревшие для решения серьезных учебных задач. Абсолютизация детского интереса сужает диапазон деятельности, сдерживает развитие ребенка, ослабляет его волевые усилия. В воспитательном отношении это неизбежно ведет к формированию эгоистических черт его характера, слабоволию, неумению преодолевать себя и заставлять работать.

В свою очередь ученье, в основе которого педантичное механическое, без всякого интереса, выполнение умственных операций, формализованная отработка умений и навыков, не менее противоестественно и вредно, чем абсолютизация интереса. При таком подходе ребенок утрачивает возможность не только развития своих мыслительных способностей, но и глубокого освоения научной истины. У школьников зарождается мысль о том, что все, связанное с обязанностью и долгом, лишено эмоционального и личностного начала, привлекательности и не приносит удовлетворения. Так в детских душах закладываются основы формального отношения к ученью и жизненным обязанностям.

Весьма действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим их познавательную активность, является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся появляются внутреннее стремление к учению.

Формированию потребности в учении способствуют доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения – это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.

Внешняя форма выражения интереса учащихся проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной предмет. Подлинный глубокий интерес к ученью – не внешний стимул разнообразной деятельности. Он всегда проявляется как результат углубленной познавательной работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

Подлинный интерес как длительный, устойчивый, действенный стимул учебной деятельности возник, когда школьником накоплен определенный опыт, знания, навыки, когда им осознаны общественно и личностно значимые цели, психологическая готовность к работе и уверенность в ее успешном завершении. Интерес характеризуется и как готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение. Высшей формой проявления подлинного интереса, его высшей степенью напряженности как результата творческих волевых усилий является увлеченность.

– поверхностный – простое любопытство, может охватывать разл.уч.предметы, вызван случайными внешними эффектами.

Случайно возбужденный интерес, как правило, быстро удовлетворяется, а полученные под его влиянием знания достаточно быстро забываются. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Среди них противоречие между нуждой в знаниях, умениях, навыках и их отсутствием, что рождает потребность в познавательной деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы. Эти движущие силы, будучи приведенными в действие, порождают опосредованный глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.

Непосредственный и внутренний интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познавательный рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй – как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.

Формирование личности в процессе обучения проходит путь от преодоления противоречий к личностно значимым мотивам, их глубокому осознанию, от социально ценных мотивов к более сложной познавательной деятельности и разрешению новых противоречий.

Читать еще:  Помехи от видеорегистратора на радио как устранить

– противоречия самой жизни, отраженные в содержании учебного процесса

– внутренние противоречия развития самой формирующейся личности

Обучение как движущая сила психического развития.

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л.С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения.

« Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях «.

Обучение , по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. . . Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции.

Возможности обучения во многом определятся зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.

Поделиться “Обучение как движущая сила психического развития.”

Функции, движущие силы и противоречия обучения

Материал данной статьи рассматривает основные функции обучения, обусловленные необходимостью реализации комплексного содержания образования и направленностью педагогического процесса в сторону разностороннего творческого развития личности. Поговорим также о том, что служит побуждающей, движущей силой процесса обучения в педагогике.

Функции обучения

Выделяют следующие функции обучения:

  • образовательная;
  • воспитывающая;
  • развивающая.

Определение 1

Суть образовательной функции заключена в передаче учащимся системы научных знаний, навыков и базового опыта в их применении на практике. Комплекс научных знаний собирается из фактов, терминов, закономерностей, теорий и представляет собой обобщенную картину мира. Полученные знания становятся частью, достоянием, ресурсом каждой личности и встраиваются в структуру индивидуального опыта.

Результат образовательной функции – действенность знаний, т.е. понимание возможности применения полученной информации и умение оперировать ею, в том числе, для приобретения новых навыков. Конкретные навыки, в отличие от знаний, формируются в процессе упражнений, меняющих условия учебного процесса и постоянно усложняющих его. Для закрепления навыков необходимо многократное повторение упражнений в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция заключена в формах обучения, применении того или иного педагогического инструментария и реализуется в процессе общения педагога и учеников. Собственно, организация этого процесса – одна из задач, стоящих перед учителем. Воспитывающая функция выполняется путем привития учащимся определенных взглядов, убеждений, способов взаимодействия с миром, отношения к искусству, труду, природе, себе и другим людям.

Развивающая функция закономерно вытекает из социальной природы процесса обучения. В общем-то, грамотная его организация уже есть фактор развития, но более эффективная реализация данной функции возможна при взаимодействии обучающего и обучаемого, происходящем целенаправленно для всестороннего развития индивидуума. Развивающая функция призвана рассматривать личность как целостную психическую систему, нуждающуюся в полноценном интеллектуальном, социальном, нравственном развитии.

Движущие силы обучения

Процесс обучения, как уже было отмечено выше, имеет социальную природу, удовлетворяя потребности детей как личностей. И здесь необходимо говорить не только о функциях обучения, но и рассмотреть, что же служит движущей силой педагогического процесса.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, являющийся одним из основоположников педагогической школы в России, считал, что недопустимо подменять строгий обучающий процесс играми и развлечением. Его идея состояла в том, что естественную потребность ребенка в познании окружающего мира необходимо поддерживать научным, серьезным обучением. Ушинский говорил о том, то движущая сила обучения заключена как в спонтанных всплесках детской натуры, так и в единстве процесса обучения с развивающим трудом, что в совокупности способствует формированию целостной, социально зрелой личности.

Безусловно, интерес ребенка к процессу обучения не отличается стабильностью, и здесь потребуется «золотая середина»: лишь строгая организация, жесткая дисциплина и требовательность не имеют эффективности, равно как и обучение, построенное только на естественном интересе ребенка. Если педагог строит свою работу лишь на индивидуальных побуждениях ученика, это может привести к формированию в личности ребенка эгоизма, неумения преодолевать себя. Кроме того, такой подход значимо сокращает диапазон возможной деятельности ребенка, тормозит его развитие, снижает волевые качества. С другой стороны, игнорирование внутренних интересов учащихся приводит к формированию отношения к обучению и труду, как к наказанию, повинности, обузе. Излишняя строгость и педантичность исключают из обучающего процесса эмоции, а значит энтузиазм и вдохновение, и в целом творческую составляющую, без которой невозможно глубокое освоение науки.

Таким образом, целостная развитая личность рождается в условиях гармоничного равновесия личного и общественного, увлеченности и организованности, свободы мысли и дисциплины. Такое единство задает сущность обучения, его формы и методы и весь процесс формирования личности.

Процесс обучения должен быть организован так, чтобы формировать у учащегося как личную, так и общественную ответственность, и волю. Возникающая при этом внутренняя борьба определяет интерес к познанию, это и есть движущая сила обучения. В этом случае ребенок владеет не сиюминутным поверхностным любопытством и не деятельностью, строго заданной только волей взрослого, а самостоятельным стремлением, умением осуществить выбор и получить желаемое. Учреждение образования можно тогда назвать успешным, когда дает возможность учащемуся найти свое место в жизни, утвердиться в коллективе, научиться распознавать и реализовывать личные стремления.

Интерес к учебе внешне выражается в видимой направленности внимания на определенную дисциплину.

Интерес в роли стимула познавательной деятельности рождается, когда имеется некий багаж опыта, знаний, навыка, осознанности, т.е. когда ребенок психически готов к обучению и уверен в успехе.

Высшая форма интереса – это увлеченность.

Интерес подразделяют на поверхностный и внутренний: процессы, находящиеся в постоянном сложном взаимодействии, что, в том числе, рождает движущую силу обучения. Поверхностный интерес удовлетворить довольно легко, получаемая при этом информация неустойчива и не откладывается в памяти. На смену поверхностному интересу приходят более глубокие, устойчивые стимулы, в конечном счете рождающие внутренний познавательный интерес. Поверхностный и внутренний интересы дополняют и противоречат друг другу, рождаясь из различных источников: первый – из естественного рефлекса; второй – из организованного труда. Соотношение обоих изменяется соответственно годам обучения.

Читать еще:  Как снять аккумулятор с фольксваген поло

И вновь подчеркнем: обучение – процесс, имеющий социальную природу. Его формирование происходит за счет информации, умений и навыков, необходимых личности для ориентации в социальной среде здесь и сей час, что есть непосредственно-полезная информация. Вместе с этим, здесь используются знания, умения и навыки, способствующие перспективному развитию личности и полезные только в будущем, что есть избыточная информация для ребенка. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным. Это новая веха в формировании личности, когда взрослеющий ребенок становится способен задать себе вопрос: зачем затрачивать свои ресурсы на получение знаний, которые в данный момент не имеют приложения? Порой педагоги пытаются нивелировать противоречие, поддерживая угасающий исследовательский интерес посредством элементов развлекательности. Однако, возможно ли возродить стимулы, которые уже исчерпаны и естественно угасают? На этом этапе очень важно создать в сознании ребенка новые мотивы, порождающие стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.

Движущими силами обучения и является именно преодоление противоречий процесса обучения.

Противоречия обучения возможно разбить на две группы. Первая включает в себя противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие, раскрывающие перед учащимися научную картину мира и формирующие диалектическое мышление. Вторая группа состоит из внутренних противоречий индивидуума и способствует развитию чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. Процесс обучения предполагает преодоление как внешних, так и внутренних трудностей. Самопреодоление раз за разом рождает новые импульсы для развития, дает возможность самоутвердиться, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.

Функции и движущие силы обучения

Функции обучения

Основные функции обучения:

  • образовательная,
  • воспитывающая,
  • развивающая.

Основной смысл образовательной функции состоит в снабжении обучаемых системой научных знаний, умений, навыков с целью их применения на практической деятельности. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, дающих обобщенную картину мира. Они становятся достоянием личности и входят в структуру ее опыта. При этом знания должны быть упорядочены, обладать логической соподчиненностью. Конечным результатом реализации образовательной функции должна стать действенность знаний. Она выражается в сознательном оперировании полученными знаниями и в способности использовать обретенные знания для получения новых. Умения, в отличие от научных знаний, образуются в результате упражнений, которые меняют условия учебной деятельности и постепенно усложняют ее. Для выработки навыков требуются многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция обучения вытекает из содержания, форм и методов обучения и осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения и качества личности. В современных условиях воспитывающая функция предполагает формирование научного мировоззрения, соответствующих отношений к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, к себе.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Развивающий характер обучения вытекает из природы этого социального процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция реализуется более эффективно при взаимодействии педагогов и учащихся, которое направлено на всестороннее развитие личности. Развивающий характер обучения ориентирован на развитие личности как целостной психической системы. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности возможно только в результате единства образовательной и воспитывающей функций обучения.

Движущие силы обучения

Движущие силы свойственны процессу обучения как общественному явлению, которое удовлетворяет потребности детей и имеет для них глубочайший личностный смысл.

Подход Ушинского, например, содержал критику подмены серьезного ученья развлечением, игрой. Он считал, что естественный интерес ребенка к познанию окружающего мира, должен подкрепляться научным, серьезным обучением. Константин Ушинский полагал, что движущие силы учебного процесса заложены не только в спонтанных всплесках детской натуры, но и в единстве учебного процесса и развивающего труда, который обеспечивает формирование целостной социально зрелой личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Интерес к школьным предметам у ребенка в течение обучения и к обучению в целом не стабилен. Но не дает эффекта построение процесса обучения только на строгой организации занятий и требовательности по отношению к обучаемому. Одновременно с этим отношения к ученью, которые строятся только на интересе, приучают ребенка придерживаться исключительно своих внутренних, индивидуальных побуждений. Игнорирование же этих интересов формирует отношение к обучению как к неприятной повинности, бремени. Процесс обучения, который строится только на интересе и исключающий строгую организацию, не смотря на свою внешнюю привлекательность и естественность в реальности не эффективен и противоестественен. Абсолютизация детского интереса резко ограничивает диапазон его возможной деятельности, тормозит развитие ребенка, ослабляет его волю. Со стороны воспитания это приводит к формированию эгоизма и неспособности преодолеть себя и заставить работать. Педагоги при таком подходе к обучению зачастую уходят в сторону развлекательности.

В свою очередь формализованная проработка умений и навыков, не менее противоестественна и вредна, чем абсолютизация интереса. При таком подходе ребенок теряет возможность развития мыслительных способностей и глубокого освоения науки. Педантичность в обучении исключает из познавательного процесса эмоциональную окраску, подавляет в ребенке энтузиазм и вдохновение.

Поэтому принцип целостного всестороннего развития личности заключается в гармоничном сочетании личных и общественных интересов, увлеченности и организованности, дисциплины и проявления твердой воли в учении. Именно это единство определяет сущность, содержание, формы и методы обучения, а также формирование характера личности.

Учебный процесс должен быть направлен на формирование у ребенка общественной и личностной целеустремленности, ответственности и воли. Во внутренней противоречивой борьбе рождается интерес к различным учебным дисциплинам, который и становится основной движущей силой обучения. Только так зарождается не просто поверхностное любопытство у детей, не требования со стороны взрослых определяют направление их деятельности, а сам ребенок, как самостоятельная личность, осуществляет выбор и добивается поставленных целей. Образовательное учреждение только тогда становится для ребенка домом, если в нем ему помогают определить свое место в жизни, утвердить себя в коллективе, предоставляют средства для реализации личных стремлений.

Внешнее выражение интереса учащихся заключается в направленности их внимания на определенную учебную дисциплину.

Интерес как стимул учебной деятельности возникает, когда уже накоплен опыт, знания и навыки, осознаны цели, когда ребенок психологически готов к обучению и уверен в успехе.

Высшей формой подлинного интереса является увлеченность.

В обучении можно выделить два понятия:

  • поверхностного интереса,
  • внутреннего интереса.

Внутренний и поверхностный интересы находятся между собой в сложной взаимосвязи и в своем взаимодействии являются движущей силой обучения. Поверхностный интерес быстро удовлетворяется и полученные под его влиянием знания очень быстро забываются. Поверхностный интерес в обучении сменяется более сильными и устойчивыми стимулами, образующими и углубляющими внутренний интерес. Движущие силы, приведенные в действие, рождают глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности. Непосредственный и внутренний интересы одновременно едины и противоположны, дополняют и противоречат друг другу. Источник одного из них – познавательный рефлекс, другого — педагогически организованный труд. Взаимоотношения поверхностного и внутреннего интереса у учеников изменяются по годам обучения.

Обучение – это процесс социальный. Он формируется из информации, умений и навыков, которые требуются ребенку для регулирования поведения и ориентации в социальной среде в текущий момент времени. Для ребенка, это непосредственно-полезная информация. Параллельно процесс обучения включает знания, умения и навыки, направленные на перспективное развитие личности и могут быть полезными только в будущем. Для ребенка, это избыточная информация. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным. В развитии учащихся и формировании личности наступает совершенно новый этап. Перед взрослеющим ребенком встает вопрос: зачем приобретать знания, в которых нет непосредственной нужды, а их освоение требует трудозатрат? Некоторые педагоги делают попытки убрать противоречие с помощью поддержания угасающего исследовательского рефлекса, вводя элементы развлекательности в обучение. Но невозможно возродить и заставить работать стимулы, которые исчерпали свои возможности и находятся в стадии естественного угасания. В этот момент важно создать в сознании ребенка новые мотивы, побуждающие потребность в знаниях и стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.

Движущей силой обучения является именно преодоление противоречий.

Противоречия обучения как его движущая сила подразделяется на две группы. Первая группа содержит противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие противоречия, которые раскрывают детям научную картину мира и формируют диалектическое мышление. Вторая группа – это внутренние противоречия развития самой личности, которые способствуют развитию: чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. В процессе обучения ребенок поставлен перед необходимостью преодоления внешних препятствий и внутренних трудностей. Самопреодоление в процессе обучения на каждом этапе дает новые импульсы для развития личности, способствует самоутверждению, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.

Читать еще:  Концентрат антифриза как разбавлять таблица

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ТОООНК Лекция “Обучение как движущая сила развития”

Лекция “Обучение как движущая сила развития” для специальности “Преподавание в начальных классах” групп 1ппН, 2опН

Просмотр содержимого документа
«ТОООНК Лекция “Обучение как движущая сила развития”»

Тема: Обучение как движущая сила развития. Понятие и структура учебной деятельности

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с жизненными трудностями и задачами, для решения которых требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознаётся учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения. Разрешение возникающих противоречий в процессе обучения влёт за собой развитие учащегося.

Обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: обучение или преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в педагогической деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не пытается самостоятельно выполнить домашние задания, не усваивает и не пытается самостоятельно понять мысль учителя при объяснении нового материала, и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, обучения, воспитания и развития личности в соответствии с требованием ФГОС.

Образовательный процесс – специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней.

Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Понятие «учебная деятельность» в узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Отмечаются следующие основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия вырабатываются на основе нескольких вариантов решения учебных задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом обучающемся (Д.Б. Эльконин). Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

Учение — также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.

То есть учение – процесс познавательной деятельности учащегося, направленный на приобретение необходимых познавательных умений, знаний, навыков, саморазвитие личности.

Тема: Дидактика как наука об обучении.

Процесс обучения является предметом дидактики.

Дидактика – это отрасль педагогики, изучающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), направленная на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Впервые по данным ученым эти словом а начале 17 века ненецкий педагог В. Ратке обозначал искусство обучения и обозначил его главные задачи – чему и как учить.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику.

Методика обучения – раздел педагогики исследующий закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку и т.д.).

До сих пор это главными вопросами современной дидактики являются:

– процесс обучения носит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся;

– процесс обучения, а также процесс развития и воспитания учащихся осуществляется под руководством педагога;

– процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер;

– процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся;

– процесс обучения является целостной системой в совокупности с процессом воспитания.

Главными категориями дидактики выступают – обучение, учение, преподавание, знания, навыки, умения, средства, формы, методы, результаты обучения.

Обучение – целенаправленный процесс активного взаимодействия обучающего и обучаемого, в ходе которого происходит развитие личности обучающегося, формируется опыт деятельности и поведения, определенные знания, умения, навыки, мировоззрение обучающегося.

Сущность обучения – формирование у обучаемых универсальных способов учебных действий на основе усвоенных знаний, умений и навыков.

Знания – совокупность усвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явлениях объективного мира.

Умения – достигнутая в процессе обучения способность творчески использовать знания в практической деятельности.

Навыки -доведенные до высокой степени совершенства и автоматизма двигательные, сенсорные и умственные действия.

Воспитание в специальном педагогическом смысле — есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Воспитание – целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности человека.

Воспитание в широком смысле – передача от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов; это процесс необратимых количественных и качественных психических, физических и нравственных изменений проходящий под воздействием биологических неуправляемых факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие — развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Формирование личности — процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних и внутренних, управляемых социальных и педагогических факторов.

Уже из самих определений ведущих понятий педагогики видно, что они глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть доминирующую, главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

Преподавание — это деятельность учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

(Подобрать различные определения обучения, учения, образования).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector