Какой огнетушитель должен быть в автомобиле
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2019 году?
Первый порошковый огнетушитель появился в конце 19-го века. Это была картонная коробка, наполненная соляной смесью. Внутри емкости находился пороховой заряд, который поджигали при помощи бикфордова шнура. Потом коробку забрасывали в горящее помещение — через несколько секунд она взрывалась, и содержимое распылялось по помещению, туша огонь.
В советское время появились первые автомобильные огнетушители. Тогда оборудование было стандартным. Сегодня же водителям есть, из чего выбирать. Современные ПДД допускают наличие в автомобилях аппаратов разных типов.
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле: требования 2019 года
Со временем давление в огнетушителе падает, параметры смеси ухудшаются. Поэтому у прибора есть срок годности. Даты последнего испытания и перезарядки прописывают на корпусе. Также на аппарат наносится инструкция. В 2019 году могут использоваться углекислотные и порошковые аппараты. Огнетушитель для автомобиля должен соответствовать ГОСТу и требованиям МЧС.
Основное требование — аппарат исправен. Техосмотр ТС предусматривает тщательную проверку огнетушителя, при которой его вскрывают, тестируют фильтры. Во время осмотра проверяют:
- внутрибаллонное давление;
- состояние распылителя, гибкого шланга;
- наличие клейма и пломбы на предохранителе;
- состояние защитного слоя;
- манометр;
- массу.
По окончании проверки в техпаспорт оборудования ставят соответствующие отметки. Нерабочее оборудование подлежит списанию или перезарядке.
Срок годности огнетушителя для легкового автомобиля
Водители, считающие огнетушащий аксессуар только средством удовлетворения любопытства сотрудников ГИБДД, ошибаются. Пожар в машине — частое явление. Возгорание может возникнуть в результате короткого замыкания. Срок годности устройства для тушения огня указан в инструкции по эксплуатации.
ОП-2 — агрегат порошкового типа. Водители берут такой часто, так как цена невысока. Огнетушитель наполнен порошковой смесью, которая хорошо справляется с тушением огня – правда, после его использования возникает проблема чистки. Такой огнетушитель для авто проработает 10 лет. Он должен храниться в месте, откуда его удобно извлечь. Он не должен подвергаться механическим воздействиям. Наличие пломбы — важное условие.
Технические характеристики углекислотных аппаратов на порядок выше. Такие модели могут работать от 15 до 20 лет. Каждые 5 лет их перезаряжают. Раз в 12 месяцев производят освидетельствование прибора.
Владельцу автомобиля в рекомендательной форме предписано проверять баллон раз в 3 месяца. Обычно выполняют проверку состояния манометра, показывающего внутрибаллонное давление. При снижении давления можно констатировать наличие утечки рабочей смеси — такой аппарат надо перезарядить или отремонтировать. Срок годности любого аппарата для тушения огня указывается на его этикетке. Римские цифры означают месяц выпуска, арабские — год.
Штраф за отсутствие огнетушителя в автомобиле
Административный Кодекс четко определяет сумму, на которую может быть оштрафован водитель, в чьем автомобиле нет огнетушителя — 500 рублей. Эта сумма не может быть больше или меньше. В некоторых случаях возможно получение письменного предупреждения со стороны инспектора. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Точно такая же сумма взимается за отсутствие аптечки или аварийного знака. Величина штрафа не увеличивается, если инспектор обнаруживает отсутствие сразу нескольких автомобильных аксессуаров. Сумма не будет изменена, даже если инспектор составит сразу несколько протоколов — на каждый предмет в отдельности. Штраф снизят вдвое, если оплатить его в течение 20 дней.
Штраф выписывают и за просроченный агрегат. Его сумма также составляет 500 рублей, так как он подпадает под норму управления неисправным авто. Инспектор опять-таки может ограничиться предупреждением, но лучше следить за состоянием пожарного оборудования, чтобы не пришлось платить.
Где купить и сколько стоит?
Купить хороший огнетушитель в машину можно в любом специализированном магазине или в интернете. Цена зависит от характеристик устройства. Стоимость порошковых изделий – от 250 до 600 рублей. Их используют для тушения возгораний всех категорий. Активируются они быстро: струя начинает вырываться уже через 2 секунды. С их помощью можно тушить электрическое оборудование и любые вещества, если температура горения не превышает 1000 градусов.
Стоимость углекислотных огнетушителей в 2 раза выше — от 450 до 3000 рублей. Они менее популярны среди водителей из-за большого веса — примерно 14 килограмм. К тому же они имеют округлое дно и занимают много место в автомобильном салоне. Содержимое баллона — диоксид углерода. За состоянием таких аппаратов нужно следить, так как они могут произвольно выпускать пену, если долго находятся в условиях повышенной температуры.
Аэрозольные устройства не используют при тушении электрического оборудования, поэтому широкого распространения они не получили. Пятилитровый баллон стоит 400-450 руб.
Как выбрать огнетушитель в машину
Выбирать аппарат нужно, учитывая требования, которые к нему предъявляют надзорные органы. Особое внимание – заводской маркировке. Соответствие ГОСТу — обязательное условие. Поэтому товар стоит приобретать только в специальных торговых точках. “Левый” продукт не пройдет проверку автоинспектором.
Смотрите и на габариты. Владельцу небольшой машины неудобно возить крупный баллон, а содержимого слишком маленькой емкости может не хватить для тушения возгорания, произошедшего на большом грузовом автотранспорте. Обязательно проконсультируйтесь с продавцом — он поможет выбрать товар.
Баллоны огнетушителей делают из пластика и из металла. Лучше предпочитать металлические корпуса ввиду их надежности. Исправность средства для тушения можно определить по манометру — на готовом к работе инструменте он в зеленой зоне. Изделие должно быть опломбировано. Пломба располагается на чеке, и ее наличие обязательно нужно проверить.
Не должно быть деформаций, вмятин, сколов. Не стоит покупать аппараты, подвергавшиеся механическим воздействиям, даже если предлагают хорошую скидку — они могут оказаться бесполезными в ответственный момент. От продавца нужно требовать проверки работоспособности аппарата, и пусть он начнет проверку с индикатора давления. После покупки прибора необходимо изучить инструкцию по его использованию и следить за соблюдением сроков его проверки.
Где хранить и как пользоваться?
Устройства подобного типа требуют бережного отношения. Храниться они должны там, откуда их можно быстро извлечь. Не стоит держать огнетушитель в багажнике, так как в нужный момент его можно оттуда и не достать. Для хранения выберите место, куда не проникают прямые солнечные лучи. Устройство нужно закрепить. Не следует допускать его катания по полу – катающийся прибор может попасть под педаль тормоза. Рядом с баллоном не должно быть острых или тяжелых металлических предметов, которые могут деформировать корпус.
Если возгорание все же произошло, то главное — не паниковать. Если гореть начал пролитый бензин, то и тушить надо в первую очередь его, а потом уже перенаправить струю на автомобиль. Открывая капот, из-под которого пошел дым, помните: приток кислорода может спровоцировать выброс пламени — будьте осторожны и отведите лицо в сторону.
Перед использованием прибора для тушения снимаем с него чеку. Струю направляем на участок возгорания, в дальнейшем распределяя ее по всей площади пожара. Помним о безопасности — одежда может быть пропитана парами бензина.
Новые правила хранения и использования средств для подавления возгорания в автомобиле несильно отличаются от прежних. Технические средства тушения продолжают совершенствоваться, поэтому следите за новинками в этой области и обеспечивайте ваше авто эффективными средствами безопасности.
Вафельная разметка на перекрёстке
Вафельная разметка имеет жёлтый цвет и обозначает пространство перекрестка, на котором нельзя находиться в случае образования пробки. О том, как правильно преодолевать «вафельницу» — наша статья.
Знак «Шипы»: обязателен ли он в 2019 году?
Знак “Шипы” в обиходе давно, но в недавних пор его роль стала серьезнее. Стоит ли автомобилисту начать относиться к размещению этого знака внимательнее?
Как сохранить имущество гаража
Основные правила и меры безопасности для сохранения «неприкосновенности» своего гаража
Какое взыскание ожидает водителя за непристегнутый ремень в нынешнем году?
Какова сумма штрафа за непристегнутый ремень безопасности в 2016 году, кому санкции не грозят и можно ли оспорить взыскание?
Техосмотр: полезные сведения о нововведениях
Число автовладельцев растет не по дням, а по часам, поскольку наличие автомашины сегодня – это уже не дорогое удовольствие, а насущная потребность.
Как защитить себя от штрафа за превышение скорости с помощью антирадара
Прежде всего, стоит отметить, что в народе антирадаром называют радар-детектор. Отличие между ними заключается в принципе действия.
VitaliyCAR › Blog › Какой огнетушитель подходит для использования в автомобиле
Огнетушитель необходим не столько для прохождения техосмотра, сколько для безопасности водителя и его пассажиров. Бывают ситуации, в которых огнетушитель может спасти автомобиль, а также здоровье и жизнь водителя и пассажиров. Именно поэтому к выбору огнетушителя нужно подойти тщательно. Так какой же огнетушитель выбрать, чтобы не беспокоиться за безопасность машины и своей жизни?
Типы огнетушителей:
Аэрозольные огнетушители;
Углекислотные огнетушители;
Порошковые огнетушители.
Существуют также пенные огнетушители и даже огнетушители, наполненные водой.
Однако они совершенно не подходят для автомобиля, так как, во-первых, гарантированно приведут к короткому замыканию при тушении, а, во-вторых, не способны потушить горящую проводку и горюче-смазочные материалы.
Аэрозольные, пенные и водные огнетушители не подходят для автомобиля
Аэрозольные огнетушители обычно представляют собой обычный баллон, похожий на освежитель воздуха или лак для волос. Такие огнетушители предназначены для тушения небольших возгораний и не способны потушить проводку, горюче-смазочные материалы или пластик.
Для автомобиля подойдут только порошковые или углекислотные огнетушители. Объем огнетушителя для легкового автомобиля должен быть не менее 2 литров, а для грузового – не менее 5
Устройство порошкового огнетушителя
В автомобилях чаще всего используется порошковый огнетушитель. Внутри баллона находится порошок под давлением, который через специальный клапан выбрасывается наружу. Преимущество порошка в том, что он накрывает место возгорания и не испаряется, перекрывая доступ кислорода. Это особенно важно при тушении горящей электропроводки автомобиля.
Порошковый огнетушитель должен иметь маркировку, как минимум, B. Хороший порошковый огнетушитель справится со всеми типами возгораний (A, B, C, D, Е). Также важно, чтобы огнетушитель мог работать в широком диапазоне температур (в идеале – от -50 до +50 градусов Цельсия). Основные типы возгораний, с которыми должен уметь бороться автомобильный огнетушитель: А – твердые горючие вещества, В – жидкие горючие вещества, Е – электрооборудование под напряжением.
Порошковые огнетушители бывают двух типов:
закачной (уже заправлен газом, который будет выталкивать порошок),
с газогенерирующим патроном или баллоном высокого давления (газ образуется вследствие химических реакций)
Лучше выбрать закачной огнетушитель, так как он срабатывает быстрее (не приходится ждать химической реакции). Узнать его можно по манометру, указывающему давление внутри баллона.
Хороший автомобильный огнетушитель должен справляться с твердыми горючими материалами, горючими жидкостями и проводкой под напряжением. На этикетке нужно искать буквы А, В и Е
У порошкового огнетушителя есть и недостаток: убрать порошок с места тушения будет непросто. Но это минимальная плата за высокую эффективность.
Устройство углекислотного огнетушителя
Принцип действия углекислотных огнетушителей заключается в том, что они под давлением замещают кислород углекислым газом, который не поддерживает горение. Температура струи огнетушителя – от -70 до -90 градусов. Нужно следить, чтобы газ не попадал на открытые участки тела, так как он может вызвать обморожение. Вдыхать углекислоту также вредно, поэтому такие огнетушители ориентированы на использование в открытых местах. Преимуществом является, зачастую, большая эффективность, чем у порошковых огнетушителей.
На что обратить внимание при выборе
Срок службы автомобильного огнетушителя, как правило, составляет 10 лет, поэтому перед покупкой нужно найти дату изготовления на баллоне.
Автомобильные огнетушители, как и любые другие, нуждаются в регулярной проверке:
контроль состояния огнетушащего порошка – не реже одного раза в 5 лет,
переосвидетельствование корпуса огнетушителя – не реже одного раза в 5 лет,
проверка давления рабочего газа в огнетушителе – не реже одного раза в квартал.
Баллон огнетушителя должен быть металлическим. Если огнетушитель оборудован манометром, стрелка давления должна быть в зеленой зоне. Чека огнетушителя должна быть опломбирована, в комплект должен входить раструб. Также не лишним будет спросить у продавца сертификат на огнетушитель.
Купил и забыл?
Недостаточно приобрести огнетушитель и положить его в багажник. Нужно изучить способ активации огнетушителя, чтобы не терять драгоценные секунды в экстренной ситуации, а также регулярно проверять давление. Примерно раз полтора года огнетушитель нужно менять.
Важно, чтобы огнетушитель всегда находился под рукой, поэтому багажник – не лучшее для него место. Огнетушитель можно закрепить за или под водительским сидением или сбоку от него, если позволяет место. Огнетушитель должен быть надежно закреплен, но при этом легко освобождаться в экстренной ситуации.
В идеале иметь в автомобиле 2 огнетушителя – один порошковый и один углекислотный. Порошковый лучше справится с тушением проводки, а углекислотный быстро потушит пластик.
Куда девать старый?
Старый огнетушитель нельзя просто выбросить. Огнетушитель нужно разрядить. Инструкция по разрядке находится на баллоне. После этого нужно снять верхнюю часть. Если огнетушитель порошковый, порошок нужно вычистить. Сам баллон необходимо привести в негодность (например, срезав резьбу в его верхней части или просверлив отверстие в корпусе). Металлическую часть можно сдать в пункт приема металлолома, другие элементы выбросить.
Итак, огнетушитель обязательно должен находиться в автомобиле. При покупке этого необходимого предмета нужно обращать внимание, в первую очередь, на тип огнетушителя, материал корпуса, дату изготовления, объем баллона и типы возгораний, с которыми может справиться конкретный экземпляр.
Выбор автомобильного огнетушителя по объёму, типу, техническим требованиям
Огнетушитель в автомобиле не менее важен, чем аптечка. К его выбору следует подойти со всей ответственностью, не ограничиваясь приобретением изделия только для прохождения техосмотра. Автомобиль имеет повышенную пожарную опасность. Присутствие в непосредственной близости друг от друга горюче-смазочных материалов, электропроводки, резиновых и обивочных изделий увеличивает вероятность внезапного возгорания в разы. Только имея под рукой огнетушитель, можно быстро ликвидировать очаг возгорания, избежать потери имущества и нанесения серьёзного ущерба здоровью. Автомобиль выгорает всего за несколько минут.
Типы автомобильных огнетушителей
Автолюбитель не должен сомневаться, нужен ли огнетушитель в его машине – однозначно нужен. Типов этих устройств несколько.
Водные или комбинированные водно-воздушные изделия для тушения автомобиля использовать нельзя, так как вода вызывает электрическое замыкание. Но даже если этого не произойдёт, воды недостаточно для ликвидации пожара в автомобиле, она только выведет из строя технику и обивку салона.
По той же причине не подходят для использования в автомобиле пенные огнетушители, так как тушащий состав изготовлен на основе воды.
Сухие химические устройства заполнены порошком или пеной. Вещество выталкивается под воздействием азота, который закачан в дополнительный баллон. Они могут использоваться для тушения автомобильных пожаров.
ABC – огнетушитель, заполненный желтым порошком – аммофосом. Достаточно универсальное средство, но порошок способен повредить электрические устройства, оставляет липкие следы.
Наиболее предпочтительны автомобильные огнетушители, виды и характеристики которых определены МЧС и Роспожнадзором. Они рекомендуют приобретать порошковые или углекислотные устройства. У каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Порошковый огнетушитель
Этот тип изделий маркируется буквами «ОП», что расшифровывается как огнетушитель порошковый. Состав представляет собой раствор бикарбоната натрия или бикарбоната калия. При контакте с продуктами горения он преобразуется в плотную пену, которая равномерно покрывает поверхность, предотвращая доступ кислорода.
- «Г». Конструкция предусматривает газогенерирующий патрон, благодаря которому внутри, за счет химической реакции, создаётся повышенное давление.
- «З». Закачанный баллон. Тушащее вещество закачивается внутрь под давлением, и баллон закупоривается. Такое устройство отличается удобством применения.
- «Б». Внутри основного баллона помещён баллон со сжатым воздухом. При нажатии на рычаг он разгерметизируется, и струя газа обеспечивает выталкивание тушащего вещества.
Выбирая порошковое средство пожаротушения, учитывают, что содержимое баллонов с газогенерирующим патроном и встроенным баллоном начинает распыляться примерно через 5 секунд после активации, так как необходимо время на протекание химической реакции и создание необходимого давления внутри баллона.
Преимущества порошковых огнетушителей:
- после обработки участка вторичное возгорание исключено;
- способны устранить пожар от А до Е класса;
- рабочая температура окружающей среды от -60 до +50°C;
- лёгкие, компактные и недорогие.
- отсутствует охлаждающий эффект;
- удалить состав с поверхности после тушения пожара сложно, но необходимо как можно скорее. Оставшийся налет вызывает повреждение движущихся элементов и электрического оборудования.
Углекислотный огнетушитель
Маркируется буквами «ОУ». В нём в сжатом состоянии находится углекислый газ CO2. При активации устройства диоксид углерода выходит из баллона под давлением. Струя состава сбивает открытый огонь.
Преимущества углекислотного средства пожаротушения:
- эффективность при тушении пожара в труднодоступных местах;
- отсутствие трудносмываемой пены – он совершенно не оставляет следов;
- газ имеет диэлектрические свойства.
- мощная отдача;
- поверхность баллона накапливает статический заряд;
- высокая концентрация диоксида в непосредственной близости от использования, что вызывает отравление и удушье. Углекислотное устройство категорически нельзя использовать в закрытом салоне при наличии в нем людей;
- вероятность холодовых ожогов при неправильном использовании;
- не подходит для тушения пожаров класса A, т. е. при горении твердых веществ, например, пластмассы или текстиля;
- подтравливает при вибрации (утечка в год составляет от 20 до 50 г.);
- больший вес и стоимость.
Требования к огнетушителю при техосмотре
Автолюбитель должен чётко знать, какой огнетушитель должен быть в автомобиле в 2018 году, так как при прохождении техосмотра инспектор обязательно проверит изделие на соответствие установленным критериям.
- Огнетушитель, каким бы он ни был, должен отвечать требованиям ГОСТов Р 51057-2001 и НПБ 155-2002. Это свидетельствует о том, что прибор прошел испытания на устойчивость к вибрации, транспортной тряске, пожаробезопасность, работоспособность в широком диапазоне температур – от -50 до +30°C и другие.
- Средство пожаротушения, предназначенное для легковых автомобилей, должно весить не менее 2 кг., для ликвидации пожара в грузовом авто – не менее 5 кг. Соответственно, объём огнетушителя составляет 2 и 5 л. Эти параметры рассчитаны с учетом тоннажа. Вес, отличающийся от рекомендуемого в меньшую сторону, свидетельствует о неполном баллоне, из-за чего содержимого может не хватить для ликвидации пожара.
- Если огнетушитель нужен в автомобиль крупных габаритов, какими являются, например, грузовики и автобусы, необходимо предусмотреть два устройства. Одно из них размещается рядом с водителем, другое в салоне или кузове.
- Транспорт повышенного тоннажа или пожароопасности комплектуется двумя 5-литровыми устройствами пожаротушения.
- Срок годности не менее важный критерий. Все даты, включая срок годности, закачки свежей порции вещества и проверки, указываются на корпусе.
- Инструкция по использованию также нужна, о правилах применения устройства пользователь, приобретающий огнетушитель в автомобиль, должен быть осведомлён. Также требуется подробное описание механизма воздействия тушащего вещества. Все эти сведения должны быть нанесены на изделие.
После проверки маркировок проводится внешний осмотр, цель которого состоит в определении целостности и работоспособности рабочих деталей. Проверяется:
- манометр и его показания;
- наличие пломбы;
- состояние гибкого шланга;
- поверхность баллона на предмет коррозии;
- распылитель на предмет загрязнений и повреждений;
- замеряются технические характеристики: масса и давление.
Данные проставляются в паспорте огнетушителя, устройство заносится в учётный журнал. Если выявлены повреждения или неисправности, устройство утилизируют. Приезжать на техосмотр с внешне рабочим, но просроченным устройством не имеет смысла, так как штраф будет равен штрафу за отсутствие огнетушителя в машине в 2018 году и составит 500 рублей.
Срок годности огнетушителя
Автомобильное средство пожаротушения имеет срок годности. Когда срок действия огнетушителя выходит, его можно перезаправить или приобрести новый.
Эксперты советуют приобретать новое изделие, так как перезарядка обходится лишь незначительно дешевле.
Просроченное устройство теряет рабочее давление из-за тряски в автомобиле, изменяет свойства порошок (срок годности порошкового огнетушителя – 1,5 года, углекислотного – 5 лет), из-за чего страдает качество тушения пожара.
Срок годности истекает раньше, если на поверхности баллона замечены следы коррозии. Повреждённое устройство использовать опасно. При аккуратном хранении период службы баллона автомобильного огнетушителя ограничивается 10 годами с возможностью перезарядки в течение этого времени.
Необходимо проверять срок годности автомобильного огнетушителя периодически, а не только при техосмотре. Изделие осматривают единожды за три месяца на предмет повреждений, ежегодно проверяют фильтры.
Как выбрать огнетушитель для автомобиля
В первую очередь при выборе устройства необходимо помнить о том, что оно в случае пожара способно спасти жизнь и автомобиль от полного выгорания. Поэтому нужно с ответственностью подойти к его выбору.
- Товар должен быть сертифицированным, укомплектованным паспортом, инструкцией по применению. На баллоне указывается адрес обслуживающей организации.
- Обращают внимание на наличие пломбы на пусковом рычаге.
- Тщательно осматривают корпус. Коррозии, вмятин, царапин и других повреждений быть не должно.
- Проверяют исправность манометра.
- Подбирают тип устройства и его объём в соответствии с видом транспорта.
- Проверяют дату изготовления и срок действия.
Эксперты советуют приобретать лучшие огнетушители для автомобиля. Без осечек работают углекислотные изделия от производителей ОУ и Иней, Ярпожинвест. Среди брендов порошковых изделий положительные отзывы заслужили такие марки, как Спец, Phantom, Airline, Меланти, ОП.
Где купить и сколько стоит
Средство пожаротушения рекомендуется приобретать в точках продажи, специализирующихся на автомобильных принадлежностях. Углекислотный огнетушитель можно приобрести по средней цене в 1000-1200 руб., а порошковый за 600-700 руб.
Где хранить и как пользоваться
Багажник — это не то место, где должен быть огнетушитель в автомобиле. В случае возникновения очага возгорания в салоне придётся потратить драгоценные секунды на открытие багажника и извлечение устройства. Хорошую службу сослужит огнетушитель, только в непосредственной близости от водителя находящийся. Где должен находиться огнетушитель, регламентировано правилами. В кабине грузового автомобиля или салоне легковушки его следует закрепить кронштейнами.
Инструкцию по пользованию устройством необходимо прочитать сразу же после покупки, так как в форс-мажорной ситуации на вдумчивое чтение времени не будет.
Общая инструкция по использованию:
- Вскрыть пломбу.
- Выдернуть чеку.
- Направить сопло на горящую поверхность.
- Нажать на рычаг.
В первую очередь необходимо тушить очаг воспламенения, так как первая струя тушащего вещества наиболее мощная. Действовать необходимо быстро. Расстояние между раструбом и очагом должно быть минимальным.
Ассортимент автомобильных огнетушителей широк, и определиться с выбором, особенно впервые, сложно. Подбирая устройство, от которого зависит не только имущество, но и жизнь, следует ориентироваться на требования техосмотра и советы экспертов. Дополнительные рекомендации и любую полезную информацию по теме, которыми хочется поделиться, можно оставлять в комментариях.
Всё об эксплуатации автомобиля
(Требования к эксплуатации, размещению, обслуживанию)
Огнетушитель для автомобиля введение
Требования правил обязывают нас возить в автомобиле исправный огнетушитель.
Многие пренебрегают этим требованием, забывая, что ездят по соседству с дневным запасом взрывоопасного бензина и большим количеством раскалённых деталей автомобиля, от которых бензин может легко загореться. К сожалению, надеяться в случае загорания автомобиля продеться только на себя. Дело в том что автомобили горят очень быстро, порой 15 минут достаточно чтоб от авто остался обугленный остов (в некоторых случаях достаточно 3-х минут). А такой ситуации действовать надо быстро и решительно, тем более что тушить пожар надо на стадии зарождения т.к. потушить разгоревшийся автомобиль под силу лишь пожарной машине. Но откуда взяться решительности, если многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем и где точно он лежит. А те, кто знает, не имеют практических навыков работы с ними.
Мой первый опыт использования огнетушителя был в спокойной обстановке (мне повезло). Просто истек срок проверки, и я решил потренироваться. В роли подопытного кролика выступал огнетушитель ОП-2 – порошковый двух литровый. У большинства автолюбителей в багажнике лежит именно такой зверек.
На самом деле всё просто – выдернул чеку, направил раструб на огонь и нажал на затвор. Но есть одно «НО» оказалось порошка в огнетушителе не так уж и много! Пара бодрых «выстрелов» и ещё пара слабых «пшиков» и ВСЁ ОП-2 кончился. На такой расклад я не рассчитывал. В случае реально развивающегося пожара, скорее всего, первый выстрел был бы пробным, второй- пристрелочным и два «пука» в цель. И я не вру – по паспорту продолжительность подачи ОТВ у огнетушителя ОП-2 не менее 6(!) сек , площадь тушения: 0,65 м2. Представляете, каким метким и хладнокровным надо быть при тушении реального пожара!
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле?
Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, – двумя аналогичными огнетушителями. (полностью текст требования приведен ниже)
Для себя я сделал вывод об необходимости перехода на огнетушитель ОП-4, с более приятными характеристиками : Масса заряда: 4 кг, время подачи огнетушащего вещества: не менее 8 с. Длина выброса струи: 3,0 м. Макс. масса: 7,5 кг. Площадь тушения: 1,75 м2. ГОСТ Р 51057–2001; НПБ 155–2002. При этом разница в цене не критичная: ОП-4 550р, ОП-2 350р.
Устройство огнетушителей
Огнетушители различаются по принципу действия на несколько категорий. Каждая категория имеет свои особенности по принципу действия, виду огнетушащего вещества и способу приведения огнетушителя в действие.
Подробнее вы можете узнать об этом из видео
Где должен находиться огнетушитель в автомобиле:
Даже самый хороший огнетушитель окажется бесполезным, если вы не сможете его достать. Огнетушитель должен находиться в доступной близости от водителя, а не лежать в багажнике. На самом деле это требование указывается в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В:
Приложение В
Использование огнетушителей на автотранспортных средствах (АТС)
(в рекомендациях приведены минимальный ранг огнетушителей и их минимально необходимое количество)
8.1 Легковые и грузовые автомобили с допустимой максимальной массой до 3,5 т должны быть оснащены не менее чем одним порошковым, газовым или с зарядом на водной основе огнетушителем с зарядом не менее 2 кг (2 л), предназначенным для использования на АТС и обеспечивающим тушение модельных очагов пожара не менее 0,7А и 21В, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей или с допустимой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т, – двумя аналогичными огнетушителями.
8.2 АТС для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой – на цистерне или в кузове с грузом.
8.3 Для использования на АТС допускается только огнетушители, прошедшие сертификацию в установленном порядке, конструкция которых выдержала испытание на вибрационную прочность и транспортную тряску по ГОСТ Р 51057. Огнетушители должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от минус 30 °С до плюс 50 °С и быть рекомендованы изготовителем для применения на АТС.
8.4 Допускается применять на АТС углекислотные (газовые) огнетушители, если они имеют огнетушащую способность по классу пожара В не ниже, чем указанные в 1 и 2. При этом размещение огнетушителей на АТС должно исключать возможность их нагрева свыше плюс 50 °С.
8.5 В качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ.
8.6 АТС, работающие на сжиженном газе, должны быть оснащены огнетушителями, предназначенными для ликвидации пожаров класса С.
8.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове.
8.8 Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.
8.9 На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.).
8.10 Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи.
8.11 Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновении или ударе его о препятствие.
8.12 Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средствах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприятных климатических и физических факторов, должны перезаряжаться не реже одного раза в 12 месяцев, остальные огнетушители – не реже одного раза в 24 месяца.
Таким образом размещение огнетушителя в багажнике авто считаю недопустимым.
В интернете наткнулся на следующий совет: огнетушителя должно быть два, один большой ОП-4 в багажнике и один маленький ОП-2 под сидением водителя.
В своём фото архиве нашел нечто похожее:
Кому интересно привожу ниже паспорт своего старого огнетушителя ОП-2 (с пометками и дополнениями)
ОАО «Давлекановский завод противопожарного оборудования»
Огнетушитель порошковый переносной ОП-2(з)-ABCE
(«з» в скобочках значит «закачной», т.е. использовании энергии сжатого газа находящегося внутри самого огнетушителя)
Руководство по эксплуатации / ПАСПОРТ
1. Назначение
Огнетушитель предназначен для защиты помещений, применения на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте в качестве первичных средств тушения пожаров твёрдых (пожар класса А), жидких (пожар класса B), и газообразных горючих веществ (пожар класса C), а также электрооборудования, находящегося под напряжением до 1000В (пожар класса Е).
Класс зависит от марки огнетушащего порошка (указывается штампом в паспорте).
Огнетушитель не предназначен для тушения возгорания материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха.
2. Технические характеристики
2.1 Масса порошка – 2кг (+- 0.1);
2.2 Рабочее давление в корпусе – 1,6-0,6 Мпа (
16-6 атм.)
2.3 Продолжительность приведения огнетушителя в действие, не более 6 сек.
2.4 Продолжительность подачи ОТВ (огнетушащего вещества), не менее 6 сек.
2.5 Длинна струи ОТВ, не менее 2м.
2.6 Габаритные размеры: высота-295 мм , диаметр 142мм.
2.7 Масса огнетушителя, не более 3,7 кг;
2.8 Назначенный срок службы огнетушителя, 10 лет.
2.9 Диапазон температуры эксплуатации от -40 до +50С
Какой огнетушитель должен быть в машине
Часто от момента появления запаха дыма и начала тления до серьёзного возгорания происходит всего несколько минут. А минут через 10-15 машина может полностью сгореть. Чтобы предотвратить сгорание авто, водителю в первые минуты придётся действовать самостоятельно. В каждом автомобиле должен находиться огнетушитель. Притом он должен лежать в доступном месте. Чтобы определить какой огнетушитель нужен в авто, ознакомьтесь с плюсами и минусами каждого вида.
Виды огнетушителей для авто
Есть два основных типа огнетушителей для машин: порошковые и углекислотные. У каждого типа есть свои преимущества и недостатки. Перед выбором нужно хорошо подумать и проанализировать все плюсы и минусы.
Порошковые
Эти огнетушители для автомобилей различного типа – самые распространённые и доступные. Корпус этих изделий может быть выполнен из пластика или металла. Главная конструктивная особенность порошковых огнетушителей – внутри баллона содержится порошковая смесь. При взаимодействии с воздушной средой она способна быстро потушить огонь.
- Порошок под определённым давлением распыляется на объект возгорания.
- Происходит химическая реакция, образующая над пламенем слой плёнки необходимой плотности.
- К огню перестаёт поступать кислород, и он гаснет.
Конструкции порошковых огнетушителей, которые стандартно маркируются «ОП», различаются по способу выбрасывания порошка на место возгорания:
- дополнительной маркировкой «Г» обозначается газогенерирующий патрон; он срабатывает не очень быстро (до 10 сек), но зато его не нужно ежегодно подвергать освидетельствованию, срок его службы относительно долог;
- баллон с газом, который находится внутри корпуса вместе с порошком, обозначается буквой «Б»; его целесообразно применять непосредственно в салоне автомобиля, — газ не только выбрасывает на огонь порошок с химическим составом, он ещё и заполняет салон, вытесняя кислород.
Стандартный порошковый огнетушитель распыляет смесь в течение 6-7 сек. Этого бывает достаточно, чтобы полностью ликвидировать небольшое возгорание.
Единственный недостаток этого изделия — после тушения на обшивке салона остаются пятна, которые не так-то просто удалить. Но в ситуации, когда от машины может остаться за несколько минут один остов, жалеть обшивку, наверное, не стоит.
Углекислотный
Корпус таких изделий металлический. Маркируются они аббревиатурой «ОУ». Средством, которое из таких огнетушителей ликвидирует огонь, является диоксид углерода – СО2, который находится в сжиженном состоянии.
- вещество, попадая на место возгорания, охлаждает горящую поверхность; образуется так называемый углеродный снег;
- диоксид углерода заполняет салон, вытесняя кислород – питательную среду для огня;
- такой огнетушитель удобно использовать, если возгорание произошло в труднодоступном месте.
В отличие от порошка, эта производная углерода не оставляет в салоне никаких следов, что особенно подходит для моделей премиум класса. Но и у этого изделия есть свои недостатки, причём, существенны:
- огнетушащим веществом в большой концентрации можно отравиться, так что перед тушением следует сначала вывести на открытый воздух всех пассажиров;
- если держать раструб без перчаток, можно получить сильный ожог;
- поскольку для подобных конструкций строго обязательно наличие манометра, его необходимо проверять и подкачивать клапаны.
Однако у огнетушителей подобного типа есть один, буквально огромный, плюс. С ним можно работать даже на участках с электрическим напряжением.
Встречаются ещё аэрозольные огнетушители, в основном, импортного производства. Они легки, компактны, удобны в использовании, но малоэффективны даже при средних возгораниях.
Требования к огнетушителю для машины
Основные требования к огнетушителям в авто очень просты.
- Изделие обязано соответствовать ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
- Большое значение имеет вес; для грузового транспорта масса заправленного огнетушителя должна быть не менее 5 кг, для легкового – не меньше 2 кг.
- Объём тоже имеет значение. 5 л огнетушащего вещества для грузовиков, для легковушек – 2 л. Уменьшение этих параметров может сделать тушение пламени просто бесполезным.
- Огнетушители должны иметь сертификат и документы о проводимых проверках.
Излишне, наверное, упоминать о том, что приобретать эти изделия следует в специализированных магазинах, а не в сомнительных торговых точках. Как любой неподдельный и качественный товар, автомобильные огнетушители должны иметь определённые ценовые параметры. Если они ниже, от покупки решительно откажитесь:
- качественный углекислотный огнетушитель стоит от 600 до 2000 руб;
- порошковый – от 500 до 800 руб.
Обращайте внимание ещё и сроки хранения и эксплуатации. Они, как правило, указаны рядом с маркировкой.
Часто возникает вопрос, что выгоднее: перезарядить старый баллон или приобрести новый. Если дело касается порошковых изделий, проще всё-таки обновить оборудование, тем более, что перезарядка стоит ненамного меньше.
ВАЖНО! Если на корпусе огнетушителя появились признаки коррозии или зазубрины, изделие следует менять однозначно.
Где хранить автомобильные огнетушители
Некоторые автовладельцы хранят огнетушители в багажнике, заботясь о свободном пространстве внутри салона. Это прямое нарушение Свода Правил эксплуатации автомобиля. В котором чётко говорится, что автомобильный огнетушитель должен находиться непосредственно рядом с водителем, в кабине, причём, в легкодоступном месте. Кроме того, баллон должен быть надёжно закреплён специальными контейнерами, их можно купить в любом автомагазине.
Что же касается расположения огнетушителя в багажнике. Нередко огонь блокирует выход из салона, или этот процесс происходит долго по причине внешних препятствий при аварии. Тогда отсутствие спасительно средства в салоне может стоить даже жизни.
Как правильно использовать огнетушители для авто
После покупки огнетушителя следует внимательно ознакомиться с инструкцией его использования. Она предполагает следующий порядок действий в случае непредвиденного возгорания:
- сначала нужно сорвать пломбу и выдернуть чеку;
- потом нужно направить сопло на место возгорания или дыма и нажать на рычаг;
- на открытом огне начинают тушение с основания пламени;
- в нишах и углах салона можно направить струю сверху;
- находиться следует с наветренной стороны;
- если возгорание активно, лучше производить процесс уничтожения пламени несколькими огнетушителями группой людей;
- после исчезновения видимого огня убедитесь, что повторное возгорание невозможно;
- использованные баллоны следует как можно быстрее отправить на перезарядку или приобрести новые;
- возить пустой старый огнетушитель только для демонстрации его сотруднику ГИБДД – рискованно, прежде всего, для самого водителя.
Для того, чтоб определить какой огнетушитель нужен в авто, решите какой бюджет можете потратить. Порошковый обойдется дешевле чем углекислотный, им проще пользоваться. Но углексилотный эффективней для тушения пожара в труднодоступных местах. Он также не оставляет следов в салоне. Определите свои потребности и приоритеты. Это поможет сделать правильный выбор.